28 ноября 1915 года в Петрограде появился на свет Кирилл Симонов - человек, которому под именем Константин Симонов предстояло войти в историю Советского Союза и современной России. Журналист, поэт, прозаик и общественный деятель.
За свою жизнь Симонов успел и повоевать, и воспеть советский народ и коммунистическую партию, но также помочь многим из тех, кто столкнулся с цензурой и ограничениями. «Отец мне дорог тем, что он всю жизнь менялся», - говорил сын писателяАлексей Симонов.
Но главным в наследии Симонова безусловно стали его произведения, написанные в годы Великой Отечественной войны, которые стали стали поэтическим олицетворением тех страшных событий. С их болью и горечью, и в то же время - с любовью и даже счастьем.
Князь в стране большевиков
Кирилл (Константин - псевдоним) Симонов родился в Петрограде в 1915 году. Его детство и юность пришлись на тяжелый период в истории России.
Тем более, что семья Симоновых из знати. Мама - Александра Леонидовна Симонова - и вовсе из рода князей Оболенских. Отец - генерал-майор императорской армии, который, по официальным данным, пропал без вести во время Первой мировой войны, по другим же, сумел эмигрировать, и в 1920- х приглашал свою жену и сына Кирилла присоединиться к нему в Польше.
Но Александра Леонидовна отказалась и осталась жить в России, выйдя замуж за преподавателя военного дела Александра Иванишева. Это был счастливый брак. Про своего отчима впоследствии сам Константин писал: «он затаённо любил меня, даже если мы в чём-то расходились во мнениях и вступали в споры».
Но, в любом случае, происхождение Симонова было таково, что он буквально висел на волоске - в любой момент власти могли вспомнить, что он является сыном дворянки и «предателя родины». Такая участь выпала сёстрам его матери, две из которых (Дарья и Софья) были репрессированы и умерли в тюрьме в 1938 году. «...Помню, что у меня было очень сильное и очень острое чувство несправедливости, совершённого с нею…», - так говорил Константин о тёте Софе.
При этом сам будущий писатель с самого детства искренне поддерживал идею строительства социализма в России. Он даже получил рабочую специальность - токарь по металлу - и проработал на заводе несколько лет, вплоть до 1935 года, когда поступил в Литературный институт им. М. Горького. В этот же год были опубликованы его первые работы в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».
И, судя по всему, это не было приспособленчество. Много позже, после смерти Сталина, Симонов будет искренне скорбеть: «Нет слов таких, чтоб ими описать всю нетерпимость горя и печали. Нет слов таких, чтоб ими рассказать, как мы скорбим по Вам, товарищ Сталин…».
Военный корреспондент
С 1939 года Симонов становится военным корреспондентом и его начинают направлять в различные районы боевых действий. Буквально за несколько месяцев до первой командировки на фронт Кирилл сменил имя на Константин, причина была в том, что он плохо выговаривал буквы «л» и «р», и искал вариант имени, в которых не было бы этих коварных звуков. Именно поэтому известность как один из лучших военных журналистов Симонов получает уже с именем Константин.
Первой военной командировкой писателя после окончания университета стал район боевых действий на Халхин-Голе. Он понимает, что ему интересно быть военным журналистом и поэтому в течение года после возвращения учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии.
В 1940 году он пишет свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра имени Ленинского комсомола, в 1941 году появилась вторая – «Парень из нашего города».
После начала Великой Отечественной войны Константина отправляют на передовую, и он попадает в полуокруженный Могилёв, где наблюдает ход боя на Буйничском поле. Для него это стало одним из самых важных событий в жизни.
«Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…». В своём завещании он попросил развеять свой прах именно над этим полем, отдавая знак восхищения и уважения всем солдатам, которые бились здесь за свою Родину.
Далее он побывал на всех фронтах сражений, видел множество смертей и трагедий, однако это не подорвало его дух патриотизма и веры в людей, а только укрепило. Одним из самых важных его произведений стало стихотворение «Жди меня» - настоящий гимн любви и жизни в эпоху всеобщей смерти. «Как я выжил, будем знать, только мы с тобой. Просто ты умела ждать, как никто другой».
Но были и другие знаменитые слова, в стихотворении, которое изначально называлось - «Убей немца...» (позже официально переименованном в «Если дорог тебе твой дом»): «Сколько раз ты его увидишь, столько раз ты его и убей...»
Большая часть военных корреспонденций Симонова публиковалась в «Красной звезде». Константин присутствовал в войсках во время последних боёв за Берлин и лично был на церемонии подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии в 1945 году.
Тема творчества - война
Люди, которые проходят через такие страшные события, как война, всегда хотят поделиться тем, что у них накопилось. Константин Симонов не был исключением, и его военные дневники и мемуары стали важнейшим источником наших знаний о периоде войны.
После Победы он много путешествует в разные страны и продолжает писать, свой первый роман «Товарищи по оружию» публикует в 1952 году. А уже в 1959 году выходят первая часть романа «Живые и мёртвые», который в итоге стал самой известной его трилогией. Симонов активно занимался написанием киносценариев, в его фильмографии такие работы как: «Живые и мертвые», «Двадцать дней без войны».
Литературный генерал
Симонов получил множество наград, избирался депутатом, получил Сталинскую премию, а также дважды становился секретарем Союза писателей СССР - фактически главным советским литератором. Поэтому Константин Симонов участвовал в борьбе против своих же коллег-писателей, которые по какой-то причине не нравились партии: Анны Ахматовой, Михаила Зощенко и Александра Солженицына. Поучаствовал он и в травле Бориса Пастернака.
Одновременно Симонов помогал многим и многим из тех, кого не любила советская цензура. Так, только благодаря множеству его личных ходатайств, рекомендаций и обращений к советскому правительству, на полки отечественного читателя вернулись «Мастер и Маргариты» Михаила Булгакова, и в России смогли прочитать работы Эрнеста Хемингуэя, Артура Миллера и Юджина О’Нила. Помог он и кинематографической карьере Алексея Германа.
Но он помогал не только «людям культуры», многие бывшие фронтовики обращались к нему за помощью. Симонов всегда отвечал на все письма, которые были направлены в его адрес и старался никому не отказывать.
Умер Константин Симонов от рака лёгких в возрасте 63 лет, в 1979 году. Согласно завещаниею, прах его был развеян над тем самым Буйничским полем под белорусским Могилёвом.
От «предателя» до героя. Как восстановили честное имя поэта Мусы Джалиля
Умышленный город. Какую роль сыграл Петербург в творчестве Достоевского
Тест: 10 вопросов о жизни и творчестве Эрнеста Хемингуэя
Тест: 10 вопросов о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова
Тест: 10 вопросов о жизни и творчестве Эрих Мария Ремарка