В 2023 году Петербург объявлен культурной столицей Содружества Независимых Государств. В связи с присвоением Северной столице нового статуса, город разработал масштабный план, куда включены свыше 160 различных мероприятий.
В их числе в июне на сцене Александринского театра состоялась российская премьера спектакля «Лазги. Танец души и любви» Национального балета Узбекистана. Она прошла при поддержке Фонда развития культуры и искусства этой республики, который тесно сотрудничает с нашим городом.
Почему этот танец передаётся из поколения в поколение? Как он вышел на академическую сцену? Об этом «АиФ» рассказала заслуженная артистка Узбекистана, прима-балерина Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои Надира Хамраева.
Фольклор на пуантах?
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Надира, о балете «Лазги» часто говорят как об уникальном явлении. А в чём его необычность для артистов, которые выходят на сцену?
Надира Хамраева: В «Лазги» сливаются народный театр и классика. Мы, классические балерины, в этом спектакле танцуем фольклор, а это очень непривычно и необычно. Когда нам сказали, что будут ставить «Лазги», мы были даже в некотором недоумении: как можно «Лазги» танцевать на пуантах? Было очень интересно и интригующе, ведь народные мелодии встраивались в стилистику академического искусства. В итоге получилось сочетание красочности и чувственности, традиций и современности, энергии и символизма. Мы очень рады, что такая трактовка понравилась петербургским зрителям, они наградили балет овациями.
– Любопытно, что для постановки легендарного национального танца пригласили зарубежного специалиста Рауля Раймондо Ребека. Как шла совместная работа?
– С первой встречи с Ребеком мы поняли, что это будет настоящее событие для театра и всей нашей культуры. Он сам очень опытный балетмейстер, работал со многими звёздами, в том числе Бежаром, Нуреевым, Пети. И здесь он глубоко изучил традиции наших танцев, их особенности, колорит и выбрал самую романтическую сюжетную линию, связанную с женской душой и любовью. Эти партии были отданы классическим балеринам. Я исполняю роль Души, а Эльмира Юсупова – роль Любви.
Шаман VS Лидер
– Но как воплотить на сцене такие, с одной стороны, всем знакомые, а с другой – сложные образы?
– Сначала возникали некоторые трудности. Ведь мы нация южная, темпераментная, а Ребек в силу своего менталитета более сдержанный. И на первых репетициях он пытался сбить с нас повышенные эмоции: «Не надо страданий, давайте полегче». В конечном итоге мы нашли золотую середину и полное понимание. Ключевой момент – сам «Лазги» в балете исполняет отдельная танцовщица, большой мастер Дилноза Артыкова. И на протяжении спектакля все мы, три героини, показываем богатейшее культурное наследие нашей страны.
– В постановке есть и мужские роли. Что они олицетворяют?
– Одна из главных мужских партий – древний образ Шамана. Сам сюжет балета начинается с событий тысячелетней давности, когда по Великому шёлковому пути шли вереницы караванов. В знойной пустыне под песни шаманов пробуждается любовь, и начинает свой вечный танец бессмертная душа. Второй образ – Лидера. Исторически сложилось, что мужчина, особенно на Востоке, в первую очередь – лидер. Но также хорошо известно, что он часто зависит от женской нежности, любви и души (улыбается). Все эти грани ярко и органично переплелись на сцене.
– Балет «Лазги» во многом основан на традициях. Но жизнь идёт, времена меняются. Насколько жанр народного танца сегодня популярен в современном Узбекистане?
– Народный танец у нас не просто популярен, а впитывается ребёнком уже с молоком матери. Время над ним не властно, ведь танцевальная культура Узбекистана одна из богатейших в мире. Она включает бухарскую, хорезмскую, ферганскую школы, и все со своими особенностями и деталями. Кроме того, сейчас, в том числе благодаря Фонду развития культуры и искусства, возродился знаменитый ансамбль «Бахор». Сегодня в его репертуаре более 200 сольных и групповых композиций – спектр всех национальных танцев Узбекистана. Гастроли коллектива уже прошли с успехом в нескольких городах России, выступал он в обновлённом составе и в Петербурге. Новые возможности народного танца показал всем и балет «Лазги». Он нас так по-хорошему взбудоражил, разворошил желания, что всем нам хочется, чтобы таких проектов было как можно больше.
Оживили барханы и водопады
Накануне премьеры в Петербурге организаторы гастролей, представители ГАБТ им. Алишера Навои рассказали журналистам, как шла подготовка к спектаклю и почему он стал «революционным».
«В этом проекте много оригинальных технических решений, – отметил менеджер отдела культурного сотрудничества Фонда развития культуры и искусства Узбекистана Мурад Хамбабаев. – Цвет, звук, декорации, дизайн выполнены на высоком уровне. Над балетом работала международная команда. Музыку написал Дэвидсон Джаконелло, декорации и световые эффекты создала японская мультимедийная художница Йоко Сеяма.
С её помощью удалось оживить шёлковый занавес, воссоздать на сцене облака, песок барханов и водопад в пустыне. Также звучат мелодии, которые артисты исполняют на народных инструментах. Всё вместе, по сути, революция в балете, и сегодня можно сказать, что всё задуманное получилось».
«Наша труппа очень рада приезду в Петербург и участию в таком замечательном проекте, – подтвердила заведующая балетной труппой Государственного академического Большого театра Узбекистана (ГАБТ) им. Алишера Навои Назима Хасанова. – Это большое доверие к нашим артистам. Много работала и группа постановщиков во главе с немецким хореографом Раулем Раймондо Ребеком, который совместил фольклор и современный танец. Он глубоко проник в наш национальный менталитет и культуру. Ездил в Хорезм, где и родился «Лазги», слушал народные мелодии на свадьбах, наблюдал за обычаями и жизнью улиц.
В последнее время наши национальные балеты нередко ставят постановщики из других стран, например, Турции, – продолжила Назима Хасанова. – Они изучают нашу культуру, приносят туда что-то своё. В результате получается разнообразно и интересно. Это полезная практика, и мы её поддерживаем».
«Национальный танец мы начинаем изучать ещё в хореографическом училище, – поделился ведущий солист труппы Радион Исянов. – Но не секрет, что некоторые движения народных танцев в силу специфики на большой сцене не будут иметь должного эффекта, могут «потеряться». Однако в этой работе всё сделано так, чтобы полностью сохранился национальный колорит и в то же время поддерживалась общая канва театрального действия. Для нас это важно, потому что мы стараемся показать зрителям других городов и стран нашу национальную культуру. И судя по тому, как нас принимала публика в Петербурге, в Александринском театре, – это удалось».
Наследие всего человечества
История «Лазги», родившегося на земле Хорезма, насчитывает три тысячи лет. Изображения танцующих людей, движения которых напоминает «Лазги», можно найти на археологических памятниках древнего Хорезма ещё в I–VI вв. н. э.
Несмотря на прошедшие века, многочисленные войны, социальные потрясения и природные катаклизмы, он дошёл до наших дней почти в первозданном виде. В декабре 2019 года ЮНЕСКО включила народный танец «Лазги» в список нематериального культурного наследия человечества. В документе отмечается, что «Лазги» «воплощает творчество человека, отражая через движения звуки и явления окружающей природы, чувства любви и счастья». Во время танца все музыканты, певцы и танцоры выступают синхронно, а тексты песен, в основном, посвящены прославлению любви и доброты.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.