Коллекцию фотографий представил поэт Михаил Сапего. Он выпустил в свет и одноимённый альбом.
Перемена личности
- Михаил, в городе проходит множество фотовыставок, но ваша - уникальна. И не только потому, что захватывает почти столетний период. Главное - вы представили изображения, на которых персонажи засняты не в реальной жизни, а на лодке, в автомобиле, даже - в самолёте, то есть в бутафорском окружении. Как родилась идея?
- Больше десяти лет назад познакомился с коллекционером Сергеем Морозовым, и он открыл для меня жанр бутафорской фотографии. Я влюбился в эту специфику, стал собирать изображения. Находил на развалах, блошиных рынках, в книжных лавках. Сам жанр возник в конце XIX века и умер где-то на пляжах Крыма и Кавказа в 70-х годах XX века. В экспозиции представлено около полусотни фотографий, а в альбоме их почти двести.
- А почему вы назвали бутафорские фото «счастьем»?
- Бутафория предполагает некий обман, ложность, это ведь что-то ненастоящее. Но вот представьте: идёт человек по Невскому проспекту где-нибудь в конце XIX века, натыкается на фотосалон, заходит. Ещё минуту назад он был простым обывателем, а здесь становится лихим наездником, авиатором…
То же продолжалось и в советское время, в фотоателье на каких-нибудь базарах, ярмарках. Можно увидеть изображения людей в заснеженных валенках на фоне летнего пейзажа. Человек попадает в предлагаемые обстоятельства и на минуту меняет свою сущность. И это вроде бы ложное, но счастье.
История на помойке?
- Когда-то эти фотографии хранились в семьях, а теперь оказались на барахолке. Для нас характерно быть «иванами, не помнящими родства»?
- Я бы не стал так огульно судить, ведь что-то ещё продолжает храниться в семьях. А то, что пополняет коллекцию… Ну, люди умирают, их наследники оказываются не на высоте. Кто-то не видит в этом никакой ценности. Да и я себя помню в таком же качестве. Но одни прозревают, а другие так и остаются в своём простодушии. Им тоже спасибо, что они не выкидывают документы на помойку, а хотя бы продают. Важно, чтобы это попадало к людям, которые в состоянии оценить вещи не только с точки зрения денег, но - душой и сердцем. Тогда есть надежда, что нашу историю мы будем узнавать в новых ракурсах. «Бутафорская фотография» - узкий момент, а при этом представлена история страны на почти вековом отрезке. И всё это наши люди, это мы, это про нас.
По счастью, не надо становиться глубоким исследователем, а надо, как Пушкин завещал, «любить свою историю». После давно оконченной школы приходится заново всё открывать. Мы живём в перманентную эпоху перемен, представления о добре и зле, об исторических ценностях меняются. Чтобы для себя что-то понять, а не с чужого голоса воспринимать, приходится обращаться к первоисточникам, к дневникам, воспоминаниям или к фотографиям.
- Старшее поколение сердечно относится к истории страны. Выходит, даже советская идеология шла на пользу?
- Нас, действительно, время воспитало так, что помним, ценим и дорожим прошлым. Важно, что тогда ещё не так много времени прошло после войны, и были живые свидетели, наши бабушки и дедушки, соседи. Вспомните песни, кино - всё работало, кто бы что ни говорил об идеологизации. Нам эти прививки были сделаны качественно. А мы по своей недальновидности полагаем, что это автоматически придёт и к нашим детям. Ничего подобного! Вокруг столько соблазнов, что и война, и блокада, и вся история всё больше отходят в сторону.
Но сейчас есть Интернет, все возможности новейшего времени, чтобы показать прошлое страны более глубоко и многослойно, чем это было раньше.