75 лет назад легендарный боевой крейсер «Аврора» поставили на вечную стоянку.
17 ноября 1948 года ровесник XX века, свидетель революций, разделивший с Российским государством ключевые события и боевые походы, отправился «на пенсию» к Петроградской набережной. В честь годовщины этого события spb.aif.ru беседует с капитаном 1 ранга, членом Общественного совета по культуре при Губернаторе Санкт-Петербурга Борисом Орловым.
«Ничего нельзя забывать»
Борис Александрович служил на атомной подлодке Северного Флота. Участник дальних походов, во время службы в Вооружённых Силах он руководил отделом Центрального военно-морского музея, был главным редактором «Морской газеты».
"В это время к 70-летию советской власти производили первый капитальный ремонт крейсера, и я публиковал материалы в газете "Советский моряк" по поводу этого события, — вспоминает Борис Орлов. — Тогда уже стали многое перевирать, но время показывает, что ничего нельзя забывать. У нас же среди некоторых «историков» есть любители передёргивать факты, особо не разбираясь в сути происходящего. С чего-то пошло выражение «залп Авроры». Прозвучал одиночный сигнальный не боевыми снарядами. Какой же это залп? Это Петропавловка дважды выстрелила боевыми в сторону Зимнего.
В Крымскую войну был парусный фрегат «Аврора», который защищал Петропавловск-Камчатский, хорошо потрепал французов и англичан. Фрегат совершил два кругосветных путешествия. И в честь этого славного корабля Николай II назвал крейсер, построенный на Адмиралтейских верфях и спущенный на воду 11 мая 1900 года".
Символ революции?
«Корабль чаще всего называют символом революции, но дело в том, что он принимал участие в русско-японской войне — в известном Цусимском сражении, похоронившем 21 корабль, — рассказывает Борис Александрович. — Русская эскадра была сломлена, столько моряков погибло, в том числе и командир «Авроры», но крейсер уцелел и вернулся домой. В следующем году будет 120 лет со дня начала тех событий.
Возвратившись на Балтийское море, корабль долго служил для практики гардемаринов Морского корпуса. Началась Первая Мировая, и «Аврора» отпугивала немецкие корабли от наших рубежей.
В революционную годину крейсер стоял на ремонте, когда прозвучал тот знаменитый холостой выстрел. «Аврора» дала сигнал, но не предательский, как сейчас говорят. Разве можно судить тех матросов? Когда случаются такие потрясения, всегда находятся люди, абсолютно не понимающие сути происходящего, но желающие жить лучше. Они не ведают, что творят. Так и матросы не ведали.
Так «Аврору» на долгие десятилетия сделали символом революционных событий. Однако это очень узкое восприятие, ведь у корабля богатая история до и после Октябрьского переворота.
После 1917 года «Аврора» была учебным кораблём. Перед Великой Отечественной войной корабль перегнали в Ломоносов. В 1941 году из орудий главного калибра, снятых с корабля, моряки-авроровцы громили гитлеровцев в районе Вороньей горы и Пулковских высот.
Весь период блокады крейсер провёл в порту Ораниенбаум, подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Крейсер затопили на время, чтобы спасти. В 1946 году первые ребята-нахимовцы жили в корабельных помещениях «Авроры», проходили учебную практику. 17 ноября 1948 года «Аврору» окончательно перевели на Большую Невку, где крейсер поставили на вечную стоянку. До 1956 года его использовали как учебную базу Ленинградского Нахимовского училища.
Во время войны помещения училища сильно пострадали, жить там было нельзя. Детей, которые остались сиротами, надо было куда-то определять, а на «Авроре» существовали все коммуникации: здесь работали котлы, кухня. На корабле можно было полноценно жить. И кубрики нахимовцев были как раз там, где сейчас находятся залы музея".
Подменили?
«В 1980-е годы правительство СССР решило отремонтировать крейсер: вода не жалеет металл, — продолжает эксперт. — В прессе уже под конец 80-х начали жужжать о подмене: мол, не та «Аврора», это новодел. Днище прогнило, внутрь поступала вода, поэтому ниже ватерлинии срезали корпус и приварили новый. Затем заменили ряд механизмов и торжественно поставили на стоянку. Однако в подлинности крейсера сомневаться не приходится.
Тогда ещё это был корабль № 1 Военно-морского флота России, плавучий музей, один из филиалов центрального военно-морского музея. Я знал двух командиров крейсера, там служили матросы, чтобы поддерживать жизнь корабля.
В 1990 году я перешёл служить в музей и нередко бывал на «Авроре». Сотрудниками тогда были два адмирала Лев Чернавин и Георгий Авраамов, сын Юрия Авраамова, который был начальником Соловецкой школы юнгов и близким другом Валентина Пикуля. Видите, целая история. Они проводили множество интереснейших патриотических мероприятий, я сам не раз там выступал.
Святыни нужно оберегать от хамства
«В июле 1992 года я помню торжественную церемонию, когда на корабле № 1 поднимали Андреевский флаг. Но в эти же примерно годы решили из «Авроры» сделать непонятно что ради извлечения прибыли. Шнуров там пел матерные песни и прыгал в воду. Как всегда бывает в такие смутные времена — беспредел и полный нравственный разгул. Благодаря общественности, флотскому совету ветеранов удалось сохранить и уберечь её от осквернения.
Когда «Аврора» стала просто музеем, её отреставрировали в 2016 году, поставили уже на полную вечную стоянку. Очень хорошо, что люди приходят туда сейчас, ещё бы школьников побольше водили на крейсер. «Аврора» одной крови с историей нашего государства, у них единый вектор. Это символ всего русского флота и частица истории нашего государства.
Главное сейчас не забыть нашу историю, ведь противостояние идёт во всём мире. Здравомыслящие люди, которые ценят и любят свой народ, защищает нашу историю от тех, кто выступает агентами влияния. От пятой колонны, проще говоря. Ей нужен тот же хаос, что и 20-е, и 90-е годы прошлого века, чтобы разворовать и продать на Запад всё то, что не успели в смутные времена.
Государство должно оберегать свои святыни и не пускать людей хамского нрава в такие места. И я искренне верю в то, что больше разгула и пьянок на «Авроре», как это было в начале 2000-х, никто не допустит".