Примерное время чтения: 7 минут
555

Музы сопротивления. Театр музыкальной комедии работал все 872 дня блокады

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Аргументы и факты - Петербург 28/02/2024
Артисты ленинградской Музкомедии дали более тысячи концертов и в тылу, и на передовой.
Артисты ленинградской Музкомедии дали более тысячи концертов и в тылу, и на передовой. петербургский Театр музкомедии

В августе 1941 года практически все ленинградские театры были эвакуированы. Оставались только Симфонический оркестр Радиокомитета и Театр музыкальной комедии. Власти города решили, что именно оперетта поможет людям хотя бы ненадолго отвлечься от голода и холода, укрепит уверенность, что обязательно победим. Расчёт оказался правильным.

Билет в театр, как орден

Несмотря на обстрелы и блокаду, занавес в театре поднимался ежедневно, а порой дважды в день. Подготовили артисты и 15 премьер. Только за первые, самые тяжёлые годы выпустили шесть новых работ – «Марица», «Три мушкетёра», «Продавец птиц», «Любовь моряка» и др. Так, 18 июня 1942 года зрители спешили на постановку «Лесная быль».

«Это была первая в стране оперетта о войне, – рассказывает генеральный директор Театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф. – А уже 7 ноября состоялся ещё один легендарный спектакль – «Раскинулось море широко», который вошёл в историю театрального искусства военных лет. На премьеру пришёл почти весь состав Балтийского флота. Билеты морякам вручали вместе с орденами. В день премьеры немцы обстреливали близлежащие улицы, однако представление началось вовремя, зал был полон.

«Ленинградский великий оптимизм живёт в каждом жителе – защитнике города… зритель оставляет театр бодрым, весёлым, уверенным», – писал тогда в газете «Правда» присутствовавший на премьере поэт Николай Тихонов.

Один факт: билеты в Музкомедию шли нарасхват, очереди за ними занимали с 5 утра, а с рук покупали за дневную порцию хлеба. В архивных документах сохранились сводки, подтверждающие постоянные аншлаги: на дневных спектаклях средняя посещаемость – 80%, вечерних – 57%. И то лишь потому, что рано темнело, и улицы погружались во тьму.

Беспримерное мужество проявляли и артисты. Зимой, например, им приходилось играть при 4, а то и 8 градусах мороза. «Представляете: люди в зале сидят в ушанках, ватниках, тулупах, а на сцене веселятся женщины в декольтированных платьях и мужчины в лёгких костюмах, – вспоминала легендарный завлит Марина Годлевская. – Есть фотографии, запечатлевшие наших артистов за кулисами в шубах. Перед выходом они шубы скидывали и выбегали на сцену со словами: «Ах, как тут жарко!». Это был настоящий подвиг бойцов театрального фронта».

Однажды во время артобстрела один из снарядов разорвался неподалёку от театра, и кто-то из зрителей тревожно поднялся с места. В это время артист Орлов, сделав смешной пируэт, сказал со сцены с улыбкой: «Товарищи, не волнуйтесь. Пока ещё только стёкла летят». Раздался раскат смеха, аплодисменты, и спектакль продолжился… Перерыва, пропусков не допускали – каждая постановка имела два состава, и не было ни одной замены. Если артист не приходил, это, как правило, означало его смерть.

Поднимался занавес и в наиболее трагические дни, когда в городе умирали до 40 тысяч ленинградцев. В самом театре в блокаду погибли 64 человека: 56 от голода и 8 на фронте. В здании даже был организован морг… Но артисты не сдавались. Более того. Выезжали на фронт, в госпитали, на Дорогу жизни. Как писали тогда в газетах, это стало ещё одной «ответственной задачей коллектива». В течение всех 900 дней блокады театр вёл шефскую работу. Не было ни одного участка фронта, где бы ни побывала концертная бригада.

Артисты ленинградской Музкомедии дали более тысячи концертов в тылу и на передовой, перед фронтовиками, на заводах, в госпиталях. Певица Зинаида Габриэлянц рассказывала, что однажды в день у неё было 60 выступлений – с 10 утра до 12 ночи. Выдержала… Кроме основной работы артисты входили в команды МПВО, медико-санитарную службу, дежурили в госпиталях, а при первых звуках воздушной тревоги спешили спасать раненых из-под развалин. Все изучали военное дело и владели оружием.

Новый год не отменяется

Даже в самые тяжёлые периоды в Музкомедии устраивали утренники для детей. Одна из таких общегородских школьных ёлок состоялась в январе 1942-го. Энергетики дали дополнительный свет и отопление. Кронштадт поделился продовольствием, педагоги принесли тёплые вещи, книги и ручки, а с переднего края привезли огромную ёлку. Детям показали спектакль «Свадьба в Малиновке» и угостили роскошным по тем меркам обедом. Суп из гречневой крупы, мясная котлета и мусс на сахарине. По данным сотрудников билетного стола, всего такие праздники посетили свыше четырёх тысяч юных жителей осаждённого города.

«Блокадная оперетта появилась закономерно, как факт ленинградского сопротивления, – считает писатель Юрий Алянский. – В новом спектакле звучал дерзкий вызов врагу: мы плюём вашей блокаде в лицо! Мы живём по своим законам! В нашем городе работают поэты, музыканты, драматурги, художники, режиссёры, актёры. И ставить на нашей промёрзшей, плохо освещённой сцене мы будем всё, что нам захочется, – не только драму, оперу, балет, но даже оперетту, весёлый спектакль! С песнями и танцами! С куплетами и остротами! И вы ничего не сможете с нами поделать!»

Сегодня в театре помнят о днях мужества и героизма. Об этом рассказывают материалы, представленные на Итальянской ул., 13. В память об актёрах осаждённого города в знаковые даты отечественной истории здесь регулярно проводят концерты для ветеранов и горожан. А несколько лет назад показали спектакль о подвиге мастеров искусств: «Музы сопротивления. Хрупкий голос непреклонного города». Он посвящён артистам, поэтам, писателям и музыкантам блокадного Ленинграда, которые сделали всё, чтобы приблизить Победу.

Языком цифр

За годы блокады в Театре музкомедии:

  • сыграли 919 спектаклей;
  • подготовили 15 премьер и возобновили ранее поставленные работы;
  • театр посетили 1 миллион 300 тысяч зрителей;
  • за все дни блокады в бюджет Ленинграда театр перечислил 4 миллиона 334 тысяч руб. чистой прибыли;
  • более 1000 шефских концертов дали артисты на передовой, в госпиталях и на заводах;
  • в блокаду в труппе числился 291 человек. 64 погибли: 56 от голода и 8 на фронте.

Десять вопросов об истории блокады

Уважаемые наши читатели! В выпуске «АиФ» № 8 мы опубликовали четвёртый вопрос просветительского проекта «Десять вопросов об истории блокады», который наша газета проводит совместно с Президентской библиотекой.

Четвёртый вопрос: «Несмотря на бомбёжки, голод и холод, на сцене этого театра шла весёлая оперетта, ставились даже премьеры. Причём часто в день шли по два спектакля – утром и вечером. Какой театр работал в Ленинграде всю блокаду?»

Ответ: «Единственным театром, не эвакуированным из Ленинграда и проработавшим все дни блокады, был Театр музыкальной комедии. В конце 1941 года в соседний дом попала бомба, пострадало и здание театра, поэтому труппа переехала в здание Александринского театра. В середине января 1942 года в работе Театра музыкальной комедии был сделан перерыв из-за перебоев с электроэнергией. Но уже 3 марта 1942 года в «Ленинградской правде» появилась заметка, в которой говорилось: «Возобновляет работу Театр музыкальной комедии. Завтра коллектив театра, руководимый заслуженным артистом республики орденоносцем Н. Я. Янетом, покажет ленинградскому зрителю оперетту «Сильва». 5 марта пройдёт «Баядера», 6-го и 7-го – «Три мушкетёра». Театр будет давать два спектакля в день. Начало утренних постановок в 11 ч. 30 мин., вечерних – в 4 часа дня. Спектакли будут происходить в здании Театра имени А. С. Пушкина».

Мы продолжаем просветительский проект. Пятый вопрос:

«Осаждённый Ленинград систематически подвергался бомбардировкам и артиллерийским обстрелам. Немецко-фашистские войска преднамеренно разрушали город, его промышленные, историко-художественные и культурные объекты, убивали мирное население. На немецких планах Ленинграда с точностью до нескольких метров было обозначено расстояние до важных городских объектов. В первые месяцы блокады ориентироваться немецким артиллеристам помогали светящиеся днём и в лунные ночи архитектурные объекты города, в особенности эти три объекта, расположенные в самом центре Ленинграда. Осенью 1941 года группа молодых ленинградских альпинистов приступила к их маскировке».

О каких знаковых памятниках идёт речь?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах