14 октября 1860 года в Петербурге был открыт один из лучших мировых театров оперы и балета – Мариинский. Он расположился на Карусельной площади, которая позже была переименована в Театральную. На его сцене выступали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский и другие звезды балета. Спустя полтора столетия Мариинка, как театр ласково называют петербуржцы, остается символом города и его визитной карточкой. В его афише как уже признанные зрителем постановки, так и новые спектакли: в любом случае залы главного здания и Новой сцены всегда переполнены.
SPB.AIF.RU вспоминает 10 самых интересных и необычных фактов из его истории.
Три здания театра
Немногие знают о том, что Новая сцена стала не вторым, а третьим зданием театра. Самое первое помещение, в котором давала спектакли труппа, было каменным, а первые постановки в нем проходили уже в 1783 году, при императрице Екатерине II. Много лет спустя, в 1859 году, на Карусельной площади сгорел Театр-цирк, и на его месте был построен Мариинский театр, куда и переехали артисты. Здание же каменного театра перестроили под Санкт-Петербургскую консерваторию.

Секрет названия
Театр был назван Мариинским – в честь Марии Александровны, супруги Александра II. Образ императрицы увековечен и в эмблеме театра – занавесе, который в 1914 году сшили по рисунку художника Александра Головина. Орнамент полностью повторяет рисунок на шлейфе платья Марии Александровны и напоминает зрителям об этой великой женщине.
Первая постановка
Театр был открыт оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». Спектакль остался в репертуаре до советского времени, правда, по идеологическим соображениям ему поменяли название на «Иван Сусанин». Любопытно, что позже выяснилось – именно так хотел озаглавить произведение и сам Глинка - это значится во всех рукописях композитора. В свое время он не смог это сделать также … из-за идеологии: директор Императорских театров Степан Гедеонов посчитал, что опера должна называться более патриотично, чем просто именем главного героя. Уже в наши дни вариант Гедеонова опять вернули – и сейчас прославленная опера значится в программках Мариинки как «Жизнь за царя».
Потайная дверь
Специально для царской семьи в театре была обустроена роскошная ложа, однако представители августейшей династии редко посещали ее: они предпочитали смотреть спектакли из семейной царской ложи, располагавшейся напротив места директора театра. Там в стене была сделана потайная дверь, которая вела прямиком в гримерки солисток – для того, чтобы император мог поблагодарить артисток после выступления.Говорят, этой дверью часто пользовался будущий император Николай II, влюбленный в Матильду Кшесинскую, чтобы навестить балерину и побыть с ней наедине.
Уникальная люстра
Зрительный зал главного здания Мариинского театра украшает огромная трехъярусная люстра из бронзы. Конструкция весит 2,5 тонны и состоит из 210 лампочек и 23 тысяч хрустальных подвесок. Плафон люстры окружен 12 портретами известных русских писателей – Капниста, Фонвизина, Гоголя и других, поскольку изначально Мариинский театр предназначался не только для оперных и балетных, но и для драматических постановок.
Ссора Гумилева и Волошина
Зал Мариинского театра, в котором работал Александр Головин, получил имя художника. Это помещение прославилось еще и благодаря известному скандалу, произошедшему в его стенах. В те годы в Петербурге было популярны стихотворения Елизаветы Дмитриевой, писавшей под псевдонимом Черубина де Габриак. В девушку был влюблен поэт Николай Гумилев, но получил отказ, поскольку у Елизаветы уже был жених. Тогда отверженный Гумилев начал распространять слухи о бурном романе с Дмитриевой. Жених поэтессы находился на службе в армии, поэтому за Елизавету вступился ее друг – поэт Максимилиан Волошин. В мастерской художника Головина в Мариинском театре на глазах у толпы людей Волошин подошел Гумилеву и дал ему пощечину. Этот инцидент привел к дуэли поэтов на Черной речке: в тот раз Гумилев промахнулся, а пистолет его соперника дал осечку.
Портрет Шаляпина
Мастерская Головина стала по-настоящему легендарной, когда именно здесь художник написал знаменитый портрет Федора Шаляпина в костюме Бориса Годунова. Артист позировал для картины в гриме сразу же после постановки оперы Мусоргского. Впоследствии Головин изобразил Шаляпина также в образах Демона, Мефистофеля и полководца Олоферна, но именно портрет в роли Годунова стал самым известным. В настоящее время он выставлен в Русском музее.
Колокол со дна канала
За кулисами Мариинского театра хранится большой колокол, который участвует в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Считается, что ему уже более 200 лет. Он был сорван большевиками с одной из петербургских церквей и выброшен в Крюков канал. Несколько лет колокол пролежал на дне, а в 1930-х годах его достали и передали в пользование Мариинскому театру.

Конфуз с осликом
В конце 70-х – начале 80-х годов в спектакле «Дон Кихот» были задействованы настоящие животные – конь и осел, которые предназначались для главных действующих лиц. Выдрессированные животные послушно ходили по сцене и перевозили всадников. Однажды артист, игравший Дон Кихота, так вошел в роль, что пришпорил коня прямо во время спектакля, а тот взвился и попытался сбросить наездника. Дрессировщик быстро увел коня за кулисы, а зрители решили, что так и было задумано. Гораздо более неприятный конфуз произошел в 1980 году, когда конь-артист заболел, поэтому для спектакля пришлось арендовать парнокопытное в одной из спортивных секций города. Уже во время спектакля выяснилось, что театру дали не коня, а лошадь: кобыла так очаровала своего напарника по сцене, осла, что тот решил не терять времени и перейти к активным действиям. Одним движением он сбросил с себя Санчо Пансу, подбежал к лошади и взгромоздился на нее, а та и не возражала. Под хохот музыкантов из оркестровой ямы занавес был закрыт, а спектакль пришлось отменить на глазах у изумленной публики.

Для чего нужны осколки
В 1970-х годах в Мариинском театре проводили ремонт. Когда рабочие вскрыли старый пол под оркестровой ямой, внутри они обнаружили осколки битого хрусталя. Решив, что это мусор, строители выгребли и выбросили их. Уже во время первой постановки после реконструкции выяснилось, что битый хрусталь лежал под полом не просто так. Слой осколков значительно улучшал акустику в зале. Постоянные посетители театра уверяют: с тех пор звук в Мариинке несколько испортился, что, впрочем, незаметно для современного поколения.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.


«Ложи блещут»
Александринка перенесла операцию по омоложению
Сцена эпох. История первого публичного театра России
Последний концерт. Почему Шаляпин жил на два города, две семьи, два дома
На зависть миру. Как русская опера стала сокровищницей мировой культуры