Примерное время чтения: 7 минут
1582

Жизнь - не кино. Режиссер Сергей Снежкин о свободе и чистке мозгов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Агрументы и Факты - Петербург 25/06/2014
Сергей Снежкин
Сергей Снежкин www.russianlook.com

«Словом «талант» оправдывают самые страшные преступления в искусстве. Я предпочитаю слово «профессионализм», - говорит известный петербургский режиссёр Сергей Снежкин. Сейчас он заканчивает работу над фильмом «Следователь Тихонов» по роману братьев Вайнеров «Визит к Минотавру».

Абсолютный герой

Елена Петрова, «АиФ-Петербург»: - Сергей Олегович, вы делаете экранизацию, а ведь был добротный советский детектив «Визит к Минотавру». Зачем нужен очередной в нашем кино ремейк?

Сергей Снежкин: - Это не моя идея, мне предложили её продюсеры. Я пошёл в «Букинист», купил собрание сочинений братьев Вайнеров, прочёл... Продюсеры же поставили мне задачу создать нечто принципиально новое. Пришлось стать автором сценария.

Взялся за картину ещё и потому, что определил её для себя как «историческое кино». Действие происходит в 1979 году, я тогда был молод, и мне интересно вспоминать.

Есть и ещё обстоятельство: от одной из своих студенток в Университете кино и телевидения я с удивлением услышал, что при советской власти люди боялись выйти на улицу, потому что их сразу же могли арестовать агенты КГБ. Понял тогда, что нужно брать порошок «Пемоксоль» и чистить эти затуманенные мозги! Задал встречный вопрос: если все сидели дома и боялись выйти, то как же появились Ахматова, Пастернак, Тарковский… А сейчас вот все на улицах, свобода есть, а почему великих творцов нет? Ответа я не получил.

 - Телеэкран заполнен детективными сериалами, чем же будет отличаться ваш «Следователь Тихонов»?

- Следователь Тихонов - абсолютный герой, то есть человек, который преодолевает самоё себя, преодолевает обстоятельства, какими бы они ни были, чтобы не потерять честь и совесть. Представление о таком герое нам завещала великая русская литература.

Есть такие герои и сейчас. Для меня это актёр Михаил Ефремов, играющий Тихонова. Михаил Олегович - удивительно оснащённый, много умеющий, разнообразный, ответственный актёр. Настоящий профессионал. Кстати, я не люблю слово «талант», ведь никто не может объяснить, что же это такое. И этим словом оправдывают самые страшные преступления в искусстве: «Кино очень плохое, но ведь режиссёр талантлив!»

Судьба человека

- Наше кино и сериалы становятся всё более никчёмными: ни уму ни сердцу. О воспитательной роли искусства в нашем «свободном» обществе стало даже неприлично говорить...

- Идеи о том, что искусство, в том числе кино, может напрямую помочь становлению общества, утверждению социальной справедливости, живы и сейчас. Как-то актёр Вилле Хаапасало - он социалист - пришёл к продюсеру Сельянову: «У вас в кино нет справедливости, надо её восстанавливать». - «Но как?» - «У вас нет фильмов про рабочих, крестьян. Я готов снять о них фильм». Может, так надо - про рабочих… (улыбается).

А я всегда считал, что суть искусства выражена в названии знаменитого советского фильма «Судьба человека». Если не ставить перед собой высокие цели, не стоит на съёмочной площадке давать команду «Мотор!»

- А разделяют ли эти идеалы ваши студенты?

- Думаю, да. У них чёткие нравственные устои. Это абсолютно люди нашей страны, притом что у них разное отношение и к истории, и к тому, что происходит сейчас. Они ставят перед собой амбициозные задачи: улучшение человеческих качеств соотечественников. Именно так. С такими молодыми людьми я связываю надежды на возрождение России. Кстати, у девочки, которая говорила про КГБ, голова проветрилась.

- Прочла у Достоевского: «Идеал красоты человеческой - русский народ». Сейчас, пожалуй, мало кто с этим согласится.

- А я - согласен! Несмотря на то что народ всё ещё дезориентирован, распался…

- В обществе есть тревожные настроения по поводу введения разнообразных, часто нелепых запретов. В кино вы это ощущаете?

- Я не очень в курсе запретительных мер. Только одно запомнилось: продюсер мне сказал, что если на экране будут курить (а это 1979 год, время тотального и повсеместного курения), то внизу пустят бегущую строку: «Курение вредит вашему здоровью». В остальном мне никто ничего не «закручивает»: работаю, как хочу.

Но говорить за всех не намерен. Это вообще советский синдром - отвечать за всю страну, за общую нравственность, за «мировое коммунистическое движение». Я предлагаю каждому отвечать за себя: за творчество, работу, детей, учеников. Только тогда что-нибудь получится. И не надо чохом тревожиться, осуждать, демонизировать власть или народ… Жизнь - не чёрно-белое кино.

Царство вкусовщины

- Сейчас в Москве проходит Международный кинофестиваль, в Петербурге подобные мероприятия - также не редкость. Но, насколько я знаю, вы не сторонник участия в них, а своим студентам - будущим режиссёрам - так даже запрещаете. Почему?

- Действительно, сам не участвую и студентам запрещаю на всё время обучения. Искусство - это не спорт, где очевидно, кто дальше прыгнул и быстрее пробежал, в искусстве царит вкусовщина с абсолютно размытыми критериями. Зачем на это ориентировать молодых? Вот знаменитый Берлинский фестиваль: привезите фильм, действие которого происходит в Боснии, на фоне войны, про двух лесбиянок - и награда у вас в кармане.

Как-то был грех - участвовал в кинофестивале в Италии и ехал в лифте с необыкновенно полногрудой феллиниевской актрисой. Вошёл пьяный эстонский мультипликатор, уставился на этот бюст, так и ехал двадцать этажей. А выходя, сказал: «Как же мне жить после встречи с такой красотой?!» Вот как мне жить, когда получает приз картина очевидно плохая?

Фестиваль - праздник для публики и для организаторов: призы они дают, кому хотят, но это нельзя считать критерием движения кинематографа, происходящих в нём процессов.

- Все свои картины вы снимаете на «Ленфильме». Каково положение дел на студии?

- Впервые за 20 лет отремонтировали крышу, все гримёрные, начались работы в кафе. Закупается аппаратура. Переоснащаются цеха. Молодых людей будут учить прямо на производстве профессиям среднего звена. Но «Ленфильму» достались огромные долги, судебные иски вылезают, как тараканы из всех щелей. Предыдущие граждане, руководившие студией, всё продавали и перепродавали. Нынешнее руководство и предположить не могло, во что влезает.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах