415

Ада Ставиская: "Тайны следствия" нарисовались случайно"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 29/10/2003

"Если работа не идет конвейером, у тебя не сильная компания", - считает знаменитый продюсер отечественного кино Ада Ставиская. "Охота на Золушку", "Тайны следствия", "Агентство НЛС", а также более ранние "Я служил в охране Сталина", "Гаджа", "Проклятие Дюран", "Хоккей Анатолия Тарасова", двенадцать серий "Русская живопись ХХ века" - далеко не весь перечень того, что было снято за пятнадцать лет существования первой в стране частной киностудии "Панорама", созданной Ставиской.

В движении

- Работая на "Ленфильме", я была удачливым директором картин, со мной хотели сотрудничать многие режиссеры. С лентами "Ленфильма" я объездила полмира.

- А с появлением "Панорамы" осели на месте?

- Не хочу цитировать фильм Филиппа Янковского, но я постоянно живу "в движении". При этом ведь не обязательно пересаживаться с велосипеда на самолет, а с самолета на подводную лодку. Вся ответственность за процесс сконцентрирована на мне. Я лично смотрю весь рабочий материал. Когда человек так работает, по 16 часов в сутки, его жизнь нельзя назвать оседлой.

- И как женщина выдерживает такой ритм?

- На самом деле - легко. Главное - чтобы я ощущала себя в форме: если мне не нравится моя прическа, я знаю, что не смогу нормально и спокойно работать. Я очень мало отдыхаю. В позапрошлом году впервые за двенадцать лет оказалась в настоящем отпуске. Но на отдыхе я не "человек-матрас". Люблю активность.

- Вы еще и спортсменка?

- Ну, это с натяжкой. А в юности была кандидатом в мастера по легкой атлетике и стала бы профессиональной спортсменкой, но в семнадцать лет попала под троллейбус - пять переломов, - и со спортом пришлось завязать. Все случилось накануне ответственных соревнований, восстановиться оказалось невозможно. Но, к счастью, у меня было много гуманитарных интересов: книги, искусство, театр, кино.

От де-юре к де-кuно

- Вы закончили юридический факультет ЛГУ дипломной работой "Авторские права на киносценарий", почему?

- Мне безумно нравилось работать в прокуратуре Петроградского района во время преддипломной практики, я там дневала и ночевала, но прекрасно понимала, что из-за еврейской национальности меня тут не оставят, это исключено. Тогда же случайно увидела, как снимается кино, очень понравилось, ну я и выбрала эту тему для защиты. На кафедре все были страшно удивлены, поскольку никто этим аспектом не занимался. Я отправилась к юристу на "Ленфильм" и по интересующему меня вопросу нашла только три худенькие папочки с судебными прецедентами. Это все, что я могла включить в диплом. Диплом у меня, разумеется, не приняли, здорово недотягивал по количеству страниц. Тогда пришлось самой по аналогии, прецеденту, сочинять дела, придумывать имена режиссеров, названия сценариев, ведь я рисковала не защититься и потерять год. Обо всем этом, разумеется, никто не знал, даже научный руководитель.

- Слышала, что вам удалось раскрыть настоящее убийство.

- Было такое. За четыре года до моей учебной практики из окна общежития Первого медицинского института выпал самый многообещающий студент, будущее светило. Очень громкое дело, мальчик был из известной петербургской семьи, в общежитии не жил, попал туда случайно. Родственники были уверены, что это убийство, но поскольку состава преступления следователи не нашли, то квалифицировали как несчастный случай и дело закрыли. Тут на практику пришла я. А как поступают студенты? Открывается шкаф, и из кипы дел наугад берется папка. Так это дело попало ко мне. Я обошла все общежитие, нашла людей, которые тогда учились, и обнаружила явные признаки убийства. Следователь, руководитель практики, это подтвердил. Не знаю, правда, чем все закончилось.

- И после этого вы скажете, что при выборе сюжетов для сериалов не руководствуетесь профессией юриста?

- Нет. Другое дело, что я многое про это знаю, хотя сейчас назвать себя полноценным юристом уже не могу. Вот в области авторского права разбираюсь, как продюсер вне авторского права просто не смогу работать.

- Где вы находите сценарии?

- Везде. Приносят, присылают. В книжных магазинах покупаю стопки книг, читаю, выискиваю. "Тайны следствия", например, нарисовались безумно смешно: я ехала на работу, просматривала "Известия", где вдруг прочла, что состоялась презентация документальной книги петербургского юриста Елены Топильской, следователя по особо важным делам, заместителя прокурора области, "Записки сумасшедшего следователя". Я влетела на работу как ненормальная, с воплями: "Телефоны областной прокуратуры!" Не читая, просто из одного названия я сразу поняла, что это далеко не ординарный человек, тем более пишущий. Так и оказалось.

Чайно-кофейное кино

- Почему у вас всегда снимаются малознакомые артисты?

- В моем понимании в серийном продукте не должно быть известных актерских лиц. Мой принцип - так не было, но так могло бы быть. На пятьдесят минут люди должны поверить в то, что происходит на экране. Серийный продукт - это "чайно-кофейное" кино, когда зритель смотрит телевизор за чашкой чая и ему кажется, что люди на экране могли бы сидеть с ним за столом. Необходим элемент достоверности, а для этого нужны неизвестные лица. Известное лицо сразу все разрушает.

- Получается, что ни один артист не имеет шанса попасть к вам в следующий проект, - Амалия Мордвинова-Гольданская например?

- Она очень ярко сыграла в "Охоте на Золушку". И для того, чтобы актриса Мордвинова появилась в следующем серийном продукте, нужно придумать для нее что-то такое, что не разрушило бы, а, наоборот, приподняло ее образ. Так же и Анна Ковальчук. Пришла сниматься к нам в "Тайны следствия" совсем молоденькой. И потрясающе - сейчас она для всех следователь Швецова. Если Аня будет дальше сниматься в сериалах, уровень драматургии должен быть таким, чтобы "следователь Швецова" уже не возникала.

- Собираетесь снимать большое кино с известными артистами?

- Уже пригласила Инну Михайловну Чурикову участвовать в проекте из восьми серий с рабочим названием "Винтовая лестница". И очень рада, что она согласилась. Но это не сериал, а телекино. Ретро. Русский детектив. Инна Михайловна будет играть безумно любопытную вдову-генеральшу. Время и место действия - 1912 год, Петербург. Там все достаточно иронично и серьезно одновременно, ведь события происходят нешуточные.

- В ваших работах читается питер-ский стиль.

- Было бы странно, если бы у петербургского продюсера Ставиской в картинах считывалась французская гламурность. Откуда ей взяться - я родилась, выросла, училась в этом городе. Мой прадед - профессор Петербургской консерватории, где до сих пор есть мемориальный класс, табличка. И я могу только порадоваться, если в том, чем я занимаюсь, чувствуется петербургская взыскательность.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах