Режиссер: Федор Бондарчук
В ролях: Василий Степанов, Петр Филиппов, Федор Бондарчук, Алексей Серебряков, Юлия Снигирь
Наш рейтинг: 7.5
Вырвавшись за пределы Страны Неизвестных Отцов, Максим Каммерер и Гай Гаал ищут союзников для того, чтобы свергнуть тиранов и уничтожить оболванивающие народ башни, но в итоге Максу все предстоит сделать самому – спасти Раду, уничтожить центр башен, объяснить Страннику, кто тут главный…Поначалу кажется, что Бондарчук во второй части поймал-таки журавля в небе. По-прежнему близко придерживаясь литературного первоисточника, он насыщает фильм действительно харизматичными, сочными образами и картинами. Пребывание героев среди мутантов, разговор с колдуном, знакомство с белой субмариной и полет на легендарном бомбовозе – это, пожалуй, лучшие эпизоды фильма. В этой части работа Бондарчука вполне конкурентоспособна даже на фоне голливудских стандартов. Актеры играют агрессивно, буквально рвут жилы, и эта экспрессия, пусть где-то и наигранная, передается зрителю, заражает его пыльной грязной атмосферой планеты Саракш.
А вот где-то в последней трети картины режиссер, что называется, поплыл. Пытаясь приблизить материал к современному зрителю, Бондарчук уходит от первоисточника, теряет твердую почву и в итоге превращает фильм в неуклюжею помесь «Спящей красавицы» и «Матрицы». Странник и Максим долго и упорно бьют друг другу лицо в замедленном рапиде, успевая при этом обсудить политическую остановку в стране и ее дальнейшие перспективы. И если в самом начале их очного знакомства такая агрессивная стычка вполне уместна, то когда эти акробатические прыжки и художественно бросание Максима в окно/лестничный проем повторяются второй раз, третий, четвертый, становится просто смешно. А главное не понятно, почему Странник так упорно хочет убить Каммерера – в логику романа это совершенно не укладывается. Зато совершенно очевидно, почему режиссер заставил сначала Прокурора, а потом Странника похитить и заморозить бедную Раду Гаал. Только лишь за тем, чтобы наш герой, как "прынц на белом коне", мог ее торжественно спасти и пробудить к жизни своим поцелуем.
Тем не менее, несмотря на эти, на самом деле вполне ожидаемые уступки мейнстриму, несмотря на брюзжания критиков и той части публики, которая просто физически не способна оценивать кино без обязательных сравнений с чем-то или кем-то, надо признать: Бондарчук в целом снял достаточно компетентную и действительно эпическую фантастику, которая - и это самое главное - не утратила глубины и политического посыла оригинала, а кое-где даже сумела придать ему актуальный контекст. К тому же это кино отлично выполняет поставленную перед ним задачу: познакомить молодого зрителя с качественной литературой.