Алексей Герман не ходит на ТВ и больше не президентствует на международных фестивалях. Честно признается: часто болеет. Его парадный выход в свет на открытие 22-ого Международный фестиваль «Послание к Человеку» вызвал у кинематографической публики легкий переполох. Все торопились узнать, что думает лауреат высшей награды «Послания» о слиянии всех петербургских фестивалей? Когда закончит работу над своим многострадальным фильмом по повести братьев Стругацких? Что думает о возможном назначении Федора Бондарчука на пост главы Совета директоров «нашего» Ленфильма?
- А чем вам Бондарчук плох? Почему все вокруг говорят «давайте нашего» или «у нас что нет наших»? Какие наши? Что у наших получилось на Ленфильме за последние 10 лет? Будет счастье, если Бондарчук согласится, предстоит такая непростая работа, что нужно еще найти желающего за нее взяться. Хочется верить, что ситуация с Ленфильмом все же разрешится в позитивную сторону, хотя.. В нашей стране, ни о чем нельзя говорить с уверенностью.
- Идея объединения петербургских фестивалей в один кинофорум вам близка? Все говорят, что это европейский тренд, и мы в его русле… В прошлом году кинофорум возглавляли вы, теперь - Василий Лановой.
- Ну и отлично, что Лановой, что в этом плохого? Другое дело, что идея объединить фестивали - искусственная. Что объединять? Как? Должны быть идеи. Вот у «Послания к Человеку» есть свое лицо.
- У вашего фильма «Трудно быть богом» - тоже есть свое лицо. Не случайно фильмом открытия фестиваля стала картина о том, как вы снимаете фильм - «Плэйбэк» Павла Костомарова и швейцарца Антуана Каттина. Как иностранец вообще попал на вашу съемочную площадку?
- Слушайте, для меня появление этого фильма – большая неожиданность. В каком-то году появился улыбчивый швейцарец с лицом афериста и попросил разрешения снимать. Я ему сказал: «мы тут все скандалим периодически, ты, это, не снимай скандалы!» Он заулыбался: «Ну что вы, как можно?», и, по-моему, одни скандалы и снимал. Прямо как чувствовал, что назревает скандал и шесть лет как раз к скандалу из своей Швейцарии приезжал. Как он ухитрился что-то снять - не пойму, мы же ему многое запретили снимать: костюмы, декорации… Если зрителям «Плэйбэка» будет смешно или хотя бы забавно, прощу этому швейцарцу все прегрешения. Ну да, мы такие. Я такой. Нет ничего унылее, чем относиться к своему творчеству, к себе, очень серьезно.
- Когда закончите работу над «Трудно быть богом»? Что-то мешает?
- Если честно, не знаю. Сам обещал закончить уже в этом году, но … семь раз был в больнице. В Германии сделали операцию, сложную, шестичасовую, но… проткнули легкое. Только приехал домой, упал с лестницы - перелом в трех местах.. Неважно себя чувствую, правда. А в фильме – загвоздка с озвучкой. Я, когда приступал к работе, искал типажей по всему городу. Кто их теперь озвучит? Надо искать таких же «типажных» артистов – это сложно.
- Есть киноверсия, где закадровый текст читает ваша жена Светлана Кармалита. Директор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе говорит, что впечатление от такого озвучивания картины было столь сильным, что не могла заснуть три ночи… Кстати, будете ли менять название картины? Гуляют версии, что это будет «Что сказал табачник с Табачной улицы», по–ярмольниковски - «Резня в Арканаре» или «Арканарская резня»… Молодежь ведь уже не читает Стругацких.
- Не читает?! Ну, это вы зря! Очень даже читает. Фильм выйдет под названием книги, которую знает весь мир – «Трудно быть богом». Меня убьют, если я не закончу картину.
А вот, что говорят о творческом таланте Алексея Германа коллеги по цеху.
Алексей Учитель, режиссер, президент кинофестиваля «Послание к Человеку»:
- Когда я снимал свою первую игровую картину «Магния Жизели», я подошел к Герману с диким предложением сыграть маленькую роль врача-психиатра, не сомневаясь, что сейчас меня пошлют. А он – согласился! Это было здорово! Я честно говорю, что не забуду этого никогда. И потом, когда мы уже снимали, Алексей Юрьевич предложил мне такую маленькую деталь, чтоб его психиатр хромал. И деталь получилась немаленькая. Это актерский талант. Он разнообразный, большой человек. Я горжусь, что высшая награда фестиваля вручена ему.
Антуан Каттин, режиссер автор картины «Плэйбэк»:
- Я тот самый швейцарец с лицом афериста. Спасибо Герману и Светлане Кармалита, что посмотрели ее. Я очень давно познакомился с ними в Париже и взял интервью, которое нигде не вышло. Зато я сам захотел снимать кино и зеленым киноведом приехал в Россию проситься на курс Германа. Он меня не взял, потому что было много других, которые хотели этого же. Тогда я придумал этот фильм и остался на его площадке почти столь же долго, как его сотрудники. Вновь оказавшись на Ленфильме я испытываю шок, у меня такое же ощущение, как у персонажей Стругацких.
Юрий Шевчук, рок-музыкант:
- Пятнадцать лет назад я был глуп и немного пьян. Я послал Алексея Германа, за что уже извинился три раза, больше не могу. Если бы не Алексей Учитель, который снимал меня в фильме «Рок» и очень просил придти на Ленфильм, я бы не смог придти и петь для Германа. В те давние времена я работал в кафе «Молочное» на Невском, варил кипяток. Но кипяток у меня никогда не выходил и народ пил теплый недоваренный кофе. Я тогда не знал, что мой трубач Васильев снимается в «Трудно быть богом». Кого играл – не знает, в шлеме бегал целый день.
Алексей Герман-старший скончался в Военно-медицинской академии>>