В этом году у народного артиста России - легендарного Ивана Краско - два юбилея. 23 сентября он отметит 90-летие. Также исполняется 55 лет его службы в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, а всего сцене актер отдал 59 лет.
Как артист живет сегодня? Где черпает силы, чтобы выходить на подмостки, держать зал? Об этом и многом другом знаменитый артист рассказывает читателям «АиФ».
Сам себя уронил
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Иван Иванович, для всех большим испытанием стала изоляция, связанная с пандемией. Особенно сложно пришлось театрам, которые не работали почти полгода. А как вы прошли этот непростой период?
Иван Краско: Время провел не бездарно. Записал роль царя в сказке Лени Филатова «Про Федота-стрельца», сделал аудиокнигу. Также на радио подготовил несколько роликов для православных монастырей - давно поддерживаю с братией хорошие отношения. Заглядывал и в родной театр. Потому что, несмотря на вынужденный простой, и художественный руководитель, и многие сотрудники постоянно находились на месте. Так что я в курсе новостей.
- А как вы восприняли самую резонансную новость - смертельное ДТП, суд и приговор вашему коллеге по цеху Михаилу Ефремову?
- Миша сам себя уронил. По-человечески мне его очень жаль, но он получил по заслугам. Считаю, непростительно себя повел. Многие говорят, что дали большой срок, что это «казнь». Но приговор мог быть еще жестче, 10 и даже 12 лет. Так что суд учел смягчающие обстоятельства. Мне очень не понравилось, когда он сначала признался, потом «пошел в отказ», затем снова подтвердил, что виноват. Перевертыш! Это не по-мужски. Слышал рассуждения, что артисту, мол, многое можно простить. Что алкоголем или чем покрепче он зажигает в себе эмоции, которые во время спектакля передаются всему зрительному залу. Странная позиция. К тем, кто не может противостоять Бахусу, отношусь с большим недоумением. Значит, у них нет никакой воли. К таким людям теряю и уважение, и доверие.
Россия на мастерах держится
- Вы сыграли множество ярких ролей в театре и кино. Как думаете, актер - это профессия или судьба?
- Диагноз! (Улыбается.) Если серьезно - может, слишком самонадеянно сужу - но это призвание. В моем понимании - внутреннее стремление к какой-либо профессии или роду деятельности. Зов души. Его часто не слышат или стараются заглушить, хотя у каждого из нас есть определенный дар. И меня с детства как будто что-то тащило. Знал, что все равно стану артистом, хотя поступил в военно-морское училище и даже командовал кораблем на Дунайской флотилии. Правда, когда уходил, моряки плакали. Судьба распорядилась так, что мне, сам того не зная, помог Георгий Константинович Жуков, знаменитый маршал Победы. Он тогда был министром обороны, но флот знал плохо и распорядился снизить число кораблей и экипажей. Дескать, с кем на море воевать - социалистическими странами? Так я попал под сокращение, а еще через три года стал студентом Театрального института. Мне было 27 лет.
- Упорство, достойное подражания, ведь вы уже в пять лет остались круглым сиротой. Пережили ужасы войны, послевоенную разруху.
- Сегодня многое вспоминаю, пытаюсь понять, откуда у меня это лицедейство. Может, от бабы Поли, которая после смерти родителей в основном меня воспитывала и приучила к трудолюбию, честности. Много дала и вторая бабушка - Даша, так и сыпавшая всякими прибаутками. Я даже называл ее своей Ариной Родионовной. Желание актерства сидело во мне, как заноза. Прошел тернии, отчаяние, но стал артистом. Играл царей, хотя сам из крестьян. Поэтому придерживаюсь позиции, что каждый человек должен быть на своем месте. И чем скорее он там окажется, овладеет профессией, о которой мечтает, - тем гармоничнее будет все общество. Россия на мастерах держится. Не на ракетах. Ведь одно дело, когда люди занимаются тем, к чему склонны, и совсем другое, когда вынуждены зарабатывать, чтобы выжить.
- Многие ваши коллеги не скрывают, что для них основное - гонорары. Участвуют в «чесе», кочуют из сериала в сериал - лишь бы платили. Извините, но мне известно, что у вас тоже небольшая зарплата.
- Считаю, настоящий артист будет заниматься любимым делом даже бесплатно. Иногда спрашивают: «А сколько вы стоите?». Меня этот вопрос выводит из себя. Сначала дайте сценарий, а потом обсудим финансовую сторону. Торговаться - не дело художника. Как-то один из студентов курса, где я преподавал, попросил отпустить его на съемку. Пожалуйста. И тут он задает вопрос: «А сколько мне просить?». Выгнал его из аудитории. Ты хотя бы узнай, что должен сыграть! Нет - на первом плане деньги. Что касается моей зарплаты - она позорная: 44 тысячи рублей без вычетов, 35 на руки. При том, что в театрах федерального подчинения жалованье народного, например, в три раза выше. С удивлением услышал, что у нас в городе средний заработок - 63 тыс. руб. Выходит, получаю ниже среднего. Спасает хорошая, на общем фоне, пенсия, ведь я блокадник, ветеран труда. Да и то возникли трудности с оформлением льгот.
С сыновьями - на равных
- Очевидно, силы придает и семья. Ваши сыновья еще школьники, как удается избежать конфликта поколений, найти взаимопонимание?
- Стараюсь быть с ними на равных. Беседую, никогда ни к чему не принуждаю. Командовать - это вообще не мое, могу только просить. Если что-то не устраивает, говорю прямо. Так, мне не нравится, что они столько времени тратят на «стрелялки-догонялки», часами сидят в интернете. Мои парни учатся в хорошей школе, но, к сожалению, там их не смогли заинтересовать конкретными дисциплинами.
И здесь я не очень понимаю педагогов, которые это упустили. Ведь ребенка надо увлечь. Своим предметом, личностью. Меня как-то пригласили выступить перед старшеклассниками той гимназии. Решил поговорить о смысле жизни. Сказал, что все зависит от них самих. Мама советует в юристы? Подумайте, насколько вам это нужно. Ведь наверняка есть цели, заветные желания. Значит, надо их поощрять и развивать. Тогда будете заниматься любимым делом и станете счастливыми людьми. Не хотели меня отпускать, сказали, что так с ними еще никто не разговаривал.
- У вас хорошие отношения не только с детьми, но и прежними женами. Как удается, даже расставшись, уважать и поддерживать друг друга?
- Надо видеть в другом человеке положительное, ценить то, что когда-то объединяло. С Наташей (Наталья Шевель, четвертая жена, младше И. Краско на 60 лет. - Ред.) мы два года назад развелись, но остались добрыми друзьями. Она сейчас в Израиле, где живут родственники: пока ей трудно, но успехи есть. Недавно приезжала в Петербург и мне позвонила: «Хочу на тебя посмотреть». Встретились. Такая же красивая, нежная. Она и фамилию Краско оставила, не стала менять. И у Натальи Николаевны (Наталья Вяль - предыдущая жена актера, моложе экс-супруга на 47 лет, мать его двоих сыновей. Сейчас они все живут вместе. - прим.ред.) в профессиональном плане все удачно складывается. Она художник по костюмам и в эти дни оформляет спектакль по «Маленьким трагедиям» Пушкина в одном из театров Подмосковья. Когда уезжала, я ее напутствовал: «Не думай, что мы, трое мужиков, без тебя пропадем. Справимся. Нам важно, чтобы ты почувствовала себя настоящим мастером».
- Вы уже почти шестьдесят лет служите театру и в день 90-летия тоже выйдете на сцену. Откройте секрет - откуда силы, чтобы зажигать зал?
- Сам удивляюсь! Думаю, это сила профессии, которая держит меня на плаву. Спектакль «Утоли моя печали», например, где играю одну из главных ролей, идет 21-й год и собирает аншлаги. В целом повезло с коллективом, где особая атмосфера - подобрался народ понимающий и не переступающий черты. Мне до сих пор любопытно все, что происходит вокруг, а настоящий художник должен слышать время. Переживаю, что многое теряется, что исчезает русская театральная школа. Да, много актеров талантливых и ответственных. Но немало и всяких «труляляшек». Они мне неинтересны, несмотря на их популярность и доходы. Шекспир сказал, что «актеры - это летописцы своего времени».
А истинное предназначение театра - «держать… зеркало перед природой», показывая каждому веку его неприкрашенный облик. Стараюсь следовать этому правилу. Счастлив, что столько лет на сцене, что чувствую зрителя. Знаю: сейчас откроется занавес - и зал затихнет, прекратятся слова и шепоты. Это дорогого стоит.