aif.ru counter
1095

80 лет смеха и юмора. Чем знаменит Театр эстрады им. Аркадия Райкина?

Сюжет Театральная столица
За многогранность таланта Райкина называли русским Чарли Чаплиным.
За многогранность таланта Райкина называли русским Чарли Чаплиным. © / www.globallookpress.com

В 2019 году Театру эстрады им. А. Райкина исполняется 80 лет. Он по праву считается одним из символов Петербурга.

«Человек с тысячей лиц»

Ленинградский театр эстрады и миниатюр обосновался в этом здании осенью 1939 г. Его зал всегда был полон. Зрители приходили сюда, чтобы забыть о житейских проблемах, увидеть любимых актеров и от души посмеяться. Такой популярностью он во многом обязан своему руководителю Аркадию Райкину, которого за многогранность таланта называли русским Чарли Чаплиным, «человеком с тысячей лиц». Райкин пришел в театр тоже в 1939-м, а еще через три года стал его художественным руководителем. Аркадий Исаакович возглавлял Ленинградский театр эстрады и миниатюр почти сорок лет.

В Великую Отечественную коллектив выступал на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, палубах боевых кораблей. Не раз артисты оказывались на волосок от гибели. Однажды не успели доехать до места привала, а ночью сарай, где им предстояло переночевать, разбомбили. Словом, театр прошел по-настоящему боевой путь, а его руководитель в победном 1945-м был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

В мирное время Райкин сделал свой театр в Ленинграде одним из самых любимых горожанами. В разное время на его сцену выходили звезды советской эстрады - Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, Александр Вертинский и Лидия Русланова. Здесь оттачивали мастерство Мария Миронова и Александр Менакер, Эдуард Хиль и Мария Пахоменко.

Во время гастролей в Одессе именно Райкин заметил талантливых актеров местного «Парнаса-2» Михаила Жванецкого, Романа Карцева и Виктора Ильченко. В 1962-м он пригласил молодых авторов в Ленинград, что стало началом их стремительной карьеры. Ну а самым долгожданным на сцене всегда был сам Аркадий Исаакович. Каждое его выступление становилось маленьким шедевром. Исполнитель монологов, фельетонов, он сочетал в себе интеллигентность, скромность и редкий дар - умение рассмешить людей.

«Бум меняться?»

Выступления Райкина всегда собирали огромную аудиторию, а многие фразы со сцены перекочевали на киноэкраны и в народ. Так, одним из самых запоминающихся стал монолог «Жизненная лестница», в котором он высмеивает зазнавшихся чиновников и всех, кого изменила высокая должность. Особенно на ура зрители приветствовали номера с быстрым перевоплощением. В новелле «Показ мод», например, комик исполнил сразу несколько ролей: художника Репкина, директора пуговичной фабрики Кругозорова, директора швейной фабрики Слоновникова, пожарного Набатова. Причем каждый новый персонаж смешнее другого.

Настоящим хитом тех лет стала и миниатюра «Волшебная сила искусства». Знаменитый артист сыграл в ней ученика, который помогает своей скромной пожилой учительнице приструнить хамов-соседей по коммуналке. А его фразочка «Бум меняться?» надолго стала нарицательной. В разгар застоя в 1974 году на советских экранах появилась 4-серийная комедия «Люди и манекены». Фильм построен как рассказ о рабочем дне таксиста, на протяжении которого зрители знакомятся с персонажами из народа. И хотя его пассажиры «люди маленькие», Райкин своим мастерством поднял их проблемы на чеховскую глубину.

«Меня часто спрашивают, почему я согласился возглавить Театр эстрады, - говорит художественный руководитель театра, заслуженный артист РФ Юрий Гальцев. - Ответ такой: ради памяти человека, имя которого этот театр носит. Представляете, во время спектакля стою за кулисами - наблюдаю за своими учениками, а за спиной у меня... гримерная Аркадия Исааковича Райкина. Какое же невероятное счастье - понимать, что театр, хранящий память о великих артистах советской эстрады, жив. Он наполнен энергией молодых талантливых актеров. Он имеет свой особый и неповторимый стиль, свой дух».

Гальцев и «гальчата»

Сам Гальцев видел выступления Райкина «вживую», еще когда учился на втором курсе Ленинградского театрального института. Тогда он и мечтать не мог, что когда-нибудь возглавит Театр эстрады. Это произошло в 2008-м. А еще через несколько лет Гальцев рискнул вывести на сцену выпускников почти всего своего курса Петербургской академии театрального искусства, где преподавал. Сегодня это костяк коллектива, а зрители с нежностью называют молодых актеров «гальчатами».

«Обожаю молодых! Считается, что без мэтров, заслуженных и народных, в театре успеха не будет. Рад, что опроверг это мнение. У нас немало спектаклей, где занята только молодежь, - и билетов нет, - говорит Гальцев. - Нравятся мне и наши неформальные отношения. Я их учу, они - меня, говорю без всякой иронии. Мне хочется, чтобы они не распылялись, раскрылись, достигли настоящего, а не сиюминутного успеха. Чтобы знали: острое слово, сатира - страшное оружие, с которым нужно бережно обращаться, иначе можно больно ранить».

Сегодня театр все так же любим публикой. В его репертуаре постановки, которые под маской доброго юмора поднимают серьезные жизненные вопросы. Так что зрительный зал как всегда полон».

Из истории: «В демутовых номерах»

Славная история этого театра началась в Петербурге еще со времен Петра I. В 1723 году император издал указ, по которому повелевалось «сделать комедиантский дом из досок на адмиралтейском острову».

Это было первое общественное зрелищное сооружение города. Построили его на берегу Мойки у Невского проспекта, примерно там, где сегодня и находится Театр эстрады.

В 70-х годах XVIII века на этом месте возвели уже каменное здание. Долгое время в нем располагалась знаменитая петербургская гостиница «Демутов трактир». В ней часто останавливался Пушкин, а в 1828 году, всего за три недели, «в демутовых номерах» он написал поэму «Полтава». В этой гостинице он «поселил» и одного из своих ярких персонажей - гусара Минского из повести «Станционный смотритель». Неоднократно останавливался в популярной гостинице и другой Александр Сергеевич - Грибоедов. Ее постояльцами также были Пестель и Чаадаев, Батюшков и Тургенев. В начале XX века в этом здании размещался популярный ресторан «Медведь», куда часто приходили Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество