Память легендарного актера советского кинематографа, любимца миллионов зрителей Алексея Смирнова готовятся увековечить в Петербурге. На днях в школе на Кирочной улице, где когда-то учился артист, продемонстрировали мемориальную доску, сделанную в его честь. Ожидается, что её торжественное открытие пройдет в ближайшие полгода.
Признание и крупные роли в лучших фильмах отечественного кинематографа дались Смирнову непросто. До зрительского обожания актеру пришлось пройти через жернова Великой Отечественной войны, страшную контузию, лишившую его возможности иметь детей, и горькую потерю любимых. Но, несмотря на все сложности, Алексей Макарович сумел оставить многим поколениям теплые, добрые и смешные образы, которые и сегодня вызывают сильнейшие эмоции у любителей кино.
SPB.AIF.RU вспомнил самые значимые кинороли заслуженного артиста РСФСР Алексея Смирнова.
«Полосатый рейс»
В советских картинах актер начал появляться с конца 1950-х годов. Одним из первых по-настоящему успешных фильмов с участием Смирнова был «Полосатый рейс» - здесь артист исполнил роль матроса Кныша, которому пришлось бороться с крупным и опасным хищником.
Создатели картины вспоминали, что инициатором съемок выступил Никита Хрущев. Он в 1959 году проводил встречу с императором Эфиопии Хайле Селассие, когда в ходе визита делегация отправилась в цирк на Цветном бульваре. Знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова принесла в ложу к лидеру страны маленьких тигрят, чем растрогала Хрущева. Тогда он и распорядился сделать кино с участием артистки цирка.
За основу взяли сценарий Виктора Конецкого, который описал реальную историю: на корабле освободились медведи и устроили большой переполох. В «Полосатом рейсе» главными героями стали тигры и лев.
Компанию Смирнову по актерскому ансамблю, помимо Назаровой, в картине составили блистательные артисты - Евгений Леонов, Алексей Грибов, Владимир Белокуров, Алиса Фрейндлих, Василий Лановой.
Большинство зрителей помнят эпизод, когда Алексей Макарович пытается удержать тигра за хвост. Трюк этот был опаснейшим и готовился целый месяц. Смирнов еще до репетиции опасного маневра ежедневно по несколько часов проводил у клетки с хищником, «общаясь» с будущим партнером по съемкам.
Старания создателей не прошли даром. «Полосатый рейс» стал признанной классикой отечественного кинематографа и собрал у экранов миллионы советских зрителей.
![Работать с хищником было непросто.](https://static1-repo.aif.ru/1/b0/684778/a6c46959be3f762cac32587d79fffd5b.jpg)
«Деловые люди»
Культовый комедийный режиссер Леонид Гайдай взял Алексея Смирнова в свою картину «Деловые люди», поставленную по мотивам рассказов О. Генри. Знакомство артиста с постановщиком в дальнейшем принесло ему статус любимца всего Советского союза.
В этот раз у Гайдая Смирнов сыграл в новелле «Вождь краснокожих». Артист вместе с Георгием Вициным исполнил роль одного из похитителей неугомонного сорванца Джонни Дорсета. Зрители были в восторге от комедийного таланта Алексея Макаровича. Стало ясно, что отныне Смирнову часто будут предлагать исполнить комичных персонажей. Конечно, это принесло актеру славу, но в дальнейшем он часто мечтал о драматических ролях.
«Вождь краснокожих» стал наиболее успешной из трех новелл, а издевательства юнца над своими похитителями предвосхитило появление на свет всемирно популярной голливудской картины «Один дома».
![Роль злодея, похищавшего мальчика.](https://static1-repo.aif.ru/1/0a/684775/c2f4da2a51e96ccb766aed52e768744e.jpg)
«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»
Одна из самых успешных и значимых советских комедий была дипломной работой выпускника ВГИКа Элема Климова. Артисты, задействованные в съемках, уже в процессе чтения сценария понимали, что картину «Добро пожаловать» ждет успех – настолько хорош был текст.
На главную роль здесь Смирнов не претендовал. Товарища Дынина мастерски исполнил Евгений Евстигнеев, который сумел донести важные фразы с экрана, сделав их крылатыми. Впрочем, его утверждать на «Мосфильме» не хотели – планировали поставить Михаила Пуговкина. Кандидатуру Евстигнеева отстаивал режиссер Климов и своего добился.
Алексея Макаровича утвердили на роль завхоза пионерского лагеря. Виктор Косых, сыгравший главного возмутителя спокойствия Костю Инночкина, впоследствии вспоминал, что вокруг Смирнова всегда было много детей. Он любил проводить с ними время, ведь ранение на войне не дало ему возможность завести своих. Смирнов часто мастерил для юных актеров фильма игрушки из дерева.
По некоторым сведениям, актер часто посещал дом-интернат для детей-инвалидов, где хотел усыновить мальчика Ваню, у которого был врожденный порок сердца. Ему это сделать так и не дали – ссылались на занятость Смирнова.
![Смирнов появился в одном из самых смешных фильмов о детях.](https://static1-repo.aif.ru/1/fd/684779/a4e4cfa3b027ca316091ead31d322f20.jpg)
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
В 1965 году на свежую комедию Гайдая нельзя было попасть в кинотеатры. Смех в переполненных зрительных залах сотрясал здания – настолько успешным оказалась картина «Операция «Ы». Здесь режиссер вновь прибег к приему из трех новелл. Фразы из каждой растащили на цитаты. По сей день без этого фильма не обходится не один праздничный телеэфир.
Алексей Смирнов появился в тандеме с Александром Демьяненко в первой новелле «Напарник». Именно его герой изрек знаменитые «Кто не работает – тот ест», «У вас на стройке несчастные случаи были?» и финальное «Шурик, а может не надо?». Однако роль верзилы могла и не достаться ленинградскому артисту. На неё претендовал Михаил Пуговкин, но затем он сыграл прораба.
Картину в год выхода посмотрело 70 миллионов человек в СССР. Артистов узнавали на улицах, кричали вслед фразы из «Операции». Комедийный темперамент Смирнова был очевиден, однако по-настоящему артист раскрылся лишь после выхода на экран одной из главных военных кинолент.
![Противостояние Шурика с верзилой до сих пор смешит российского зрителя.](https://static1-repo.aif.ru/1/4c/684777/e1ae6e4cf4c01ff3d97b8926c43c0afc.jpg)
«В бой идут одни «старики»
Великая Отечественная война круто изменила жизнь Алексея Смирнова. Он пошел на нее добровольцем, служил во фронтовой разведке и не раз бывал в тылу врага. Алексея Макаровича наградили медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», но сам он редко рассказывал о своем военном прошлом. Из-за тяжелой контузии Смирнов утратил возможность иметь детей. По этой причине, вернувшись после лечения домой в Ленинград, он решил порвать со своей девушкой Лидой.
Лишь спустя десятилетие, сыграв в кино массу комедийных образов, Смирнов получил роль, где сумел полностью выразить ту боль, с которой относился к войне. Возможность раскрыть драматический темперамент Алексею Макаровичу дал его близкий друг Леонид Быков. С ним Смирнов познакомился еще в 1964 году на съемках картины «Зайчик» в Ленинграде.
В роли механика Быков видел только своего друга. Режиссер чувствовал, что у них получится на экране блестящий альянс и не прогадал. Актеры могли импровизировать на ходу. Однажды, и этот момент попал в картину, герой Смирнова крестит улетающий на боевое задание самолет. Изначально эпизода не было в сценарии, его Алексей Макарович «принес» с собой с войны.
Большими призами фильм отмечен не был, за что Быков очень переживал. Но время все расставило по своим местам: «Старики» сегодня - одна из самых важных картин о той страшной войне.
Спустя пять лет после выхода фильма на экран Смирнова сразил сердечный приступ. Он больше полугода провел в Мариинской больнице. Там его навещал Леонид Быков – в последний раз он сделал это 25 марта 1979 года. На прощание режиссер «Стариков» выдал другу: «Будем жить, Макарыч! Будем жить».
Спустя две недели Быков погиб в автокатастрофе. Смирнов, узнав о смерти друга, почувствовал себя плохо и, вновь попав в больницу, скончался. Ему было 59 лет.