Во второй половине XIX века в Петербурге, пожалуй, не было ни одного человека, кто не знал бы артистку Веру Лядову. О ней писали многие издания, на лотках можно было встретить открытки с ее фотографией, на которых она позировала в образе спартанской царицы. Одни восхищались грацией и неземной легкостью артистки, другие обвиняли в ее танцы в развратности. Споры о вкладе Лядовой в искусство не утихли даже после ее смерти. Вандалы несколько раз оскверняли могилу, оставляя на белоснежном надгробии оскорбительные слова.
В день рождения артистки, вошедшей в историю как «царица канкана», SPB.AIF.RU вспоминает яркую и трагичную жизнь певицы и балерины.
Музыкальные гены
Вера Александровна родилась в необычной семье, где тяга к искусству и музыкальный талант передавался из поколения в поколение. Ее дед был капельмейстером Петербургского филармонического общества, а отец - Александр Николаевич Лядов - более 20 лет занимал пост дирижёра оркестра Санкт-Петербургского балета. Кроме того в городе на Неве его знали как лучшего дирижёра бальной музыки: в 40-х и 50-х годах XIX века его оркестр постоянно играл на танцевальных вечерах в Дворянском собрании и лучших клубах столицы.
Дядя Веры – Константин Николаевич Лядов – тоже был знаменит в музыкальных кругах. Он был главным капельмейстером Императорской оперы, где под его управлением состоялась премьера оперы Даргомыжского «Русалка» и «Юдифь» Серова. Также он был знаменит как преподаватель Петербургской консерватории.
Забегая вперед, стоит отметить, что по роковому стечению обстоятельств смерть унесла их практически одновременно. Жизнь Веры Александровны оборвалась в зените славы – 5 апреля 1870, когда ей только исполнился 31 год. Через год - 24 марта 1871 года – в возрасте 53 лет скончался ее отец. А в декабре 1871 года умер ее дядя, которому был 51 год.
Но тогда, в марте 1839 года, когда в семье Александра Николаевича Лядова родилась дочь, никто не мог предположить, сколько испытаний предстоит выпасть на долю девочки.
Когда малышке исполнилось 10 лет, она поступила в Императорское Санкт-Петербургское театральное училище, где вскоре стала одной из лучших учениц. В программках школьных спектаклей 1854 года ее имя значилось чаще других.
Закончив обучение, она поступила «на службу к Петербургским Театрам 26 марта 1858 года с жалованьем по 600 рублей серебром в год». Театральные критики сразу заметили восходящую звезду и стали прочить ей головокружительную славу. В рецензиях ее одаривали такими эпитетами, как «бойкая, полная жизни танцовщица», которая «бесподобна в характеристических танцах».
Прима-балерина Мариинского театра Екатерина Вазем вспоминала о ней: «Она была лучшая из виденных когда-либо мной исполнительниц «благородных» мазурок и других польских танцев. Красавица с замечательной фигурой, она в мазурке с Ф.И.Кшесинским представляла незабываемое по красоте зрелище».
Спартанская царица
Настоящий фурор в жизни Петербурга произвела оперетта «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха, которая была поставлена в 1868 году в Александринском театре. Главную роль Спартанской царицы исполнила на сцене Вера Лядова.
Постановка произвела эффект разорвавшейся бомбы. Как писали в «Отечественных записках» после этого театр был постоянно полон: «Билеты достаются с величайшим трудом, за них платят вдвое, втрое, впятеро противу настоящей цены (один барышник уверял меня, что если бы у него был пятирублёвый билет в бельэтаж для третьего представления, то он сейчас же продал бы его за пятьдесят рублей!). Русскую «Прекрасную Елену» спешат видеть все».
А «Биржевые ведомости» опубликовали на своих страницах материал, сравнив в нем Лядову и г-жу Девериа, которой тоже довелось предстать перед публикой в образе Елены: «Г-жа Девериа играет Елену очень обыкновенною, среднего сорта парижской кокоткою, г-жа Лядова представляет ту же Елену сдержанно-страстною женщиною. Г-жа Лядова в самых скабрезных сценах (2-го действия), не впадая в шаржи, сумела придать им женственность и грациозность - достоинства немаловажные, показывающие, что она артистка, серьезно обдумывающая положения роли, - такие достоинства, отсутствием которых страдает г-жа Девериа, представляющая 2-й акт, что называется, «вовсю», такою игрою, от которой у старичков поджилки трясутся и слюнки текут».
Тем не менее, наряду с хвалебными дифирамбами в адрес Лядовой посыпалась и критика как раз за эти самые «скабрезные сцены». Для некоторых она стала воплощением падения нравов. Подлила в огонь и фотография, сделанная модным фотографом Карлом Бергамаско. На ней Вера Александровна позировала как раз в образе прекрасной царицы. Снимок украшал витрину его ателье на Невском проспекте. Как-то открытку заметил знаменитый фельетонист Алексей Суворин, который счел фото откровенно непристойным. Разрез туники Лядовой побудил его написать открытое письмо, в котором он назвал снимок «плевком в лицо обществу и во все устои, как семейные, так и моральные». Этот «крик души» был опубликован анонимно в «Санкт-Петербургских новостях».
«Вы действительно прекрасны, Вера Александровна, и вам к лицу любой костюм, но на фотографии вы изображены с обнаженной выше колена ногой, причем весьма далекой от грациозности, а рядом с вами на коленях стоит господин Сазонов, и выражение его лица столь же непристойно, как и ваша поза… Нет сомнений, что эти фотографии – настоящий плевок в лицо обществу и во все устои, как семейные, так и моральные. Смею заявить вам, Вера Александровна, что на голых ногах и, тем более, иных частях тела в историю искусства войти нельзя!»
Поклонники Лядовой были возмущены такой критикой и встали на защиту своей любимицы. В итоге они собрали 1,5 тысячи рублей и приобрели золотую диадему с бриллиантовой звездой, которую преподнесли Лядовой прямо на одном из спектаклей. После этого пресса только и успевала писать о новых дорогих подарках, которые получала «королева канкана». В числе подношений были бриллиантовая бабочка, браслеты, медальоны, серьги, щедро усыпанные драгоценными камнями.
Трагедия личной жизни
Несмотря на то, что Лядова, казалось, излучала счастье и успех, в личной жизни у нее было много проблем. Сразу по окончанию балетного училища она связала свою жизнь со Львом Ивановым, который позже стал известен как танцовщик и балетмейстер, поставивший в частности «Танец маленьких лебедей» в балете «Лебединое озеро». Их брак, продлившийся до 1869 года, был достаточно мучительным как для актрисы, так и ее супруга, вынужденного находится в тени ее славы.
По воспоминаниям очевидцев, Иванов злоупотреблял алкоголем, и Лядова ушла от него. Но сам Лев Иванович видел причину в другом.
«Между мной и женой постоянно была моя теща, ведьма, дурная мать. Она постоянно напевала моей жене, чтоб она не обращала много на меня внимания, пользовалась жизнью, пока молода, и веселилась», - писал он.
За 10 лет брака у них родились трое детей. Первенец умер во младенчестве, а двое остались; младший из них был глухонемой.
«Десять лет я прожил с моей женой и наконец расстался с ней, т.к. я в это время вынес много душевных потрясений и неприятностей», - вспоминал он свой брак много лет спустя.
Через год после развода Веры Александровны не стало. Сказались многие недуги, мучившие ее с молодости.
Она была похоронена на Смоленском православном кладбище. Гроб с ее телом несли на руках артисты императорских театров. Простится со «звездой» собралась огромная толпа, заполнившая Большую Миллионную, где жила актриса, и улицы, по которым шествовала траурная процессия. На народные деньги на ее могиле был установлен памятник из белого мрамора. Но даже после смерти личность Лядовой продолжала будоражить некоторых поборников морали. Неоднократно ее могильный камень приходилось оттирать от бранных слов.
В настоящее время останки Веры Александровны перенесены в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.