Победительницей среди вокалистов стала петербурженка, меццо-сопрано Мариинского театра Юлия Маточкина.
Скучные натуры?
- Юлия, о вашей победе я слышала такой отзыв: «Маточкина постояла за честь России». У вас самой подобные амбиции были?
- Приятно слышать такую оценку. Но во время конкурса, конечно, ни о чём таком не думала. Я старалась ограждать себя от всего, кроме музыки, мало с кем общалась, выступления соперников не слушала. Поэтому даже не знала, как выглядела на общем фоне - хуже, лучше?
Свои выступления во всех трёх турах постаралась объединить в единое целое, будто я не в конкурсе участвую, а играю главную роль в спектакле. И будто настал мой звёздный час - я вышла и пою о том, что волнует, пусть плачут, пусть смеются.
Сейчас вспоминаю и удивляюсь: как я смогла это выдержать? Конечно, не всё из задуманного у меня получилось, я ведь самоед, никогда не довольна. И всё-таки когда в финале мы поднимались на сцену, чтобы выслушать итоги, думала: неважно, какое место заняла, ты уже победительница, потому что дошла до конца и стоишь на вершине. Такое счастье не каждому дано.
Ну а когда объявили, что мне присуждена первая премия, захотелось обнять и расцеловать весь мир! И действительно, членов жюри обнимала крепко (смеётся).
- Сейчас вы «на вершине». А когда началось восхождение?
- Наверное, ещё в детском саду в моём родном городе Мирный. Мама отдала меня учиться игре на скрипке. Кстати, думала, что приду - и сразу заиграю. Но была страшно разочарована, когда для начала показали инструмент в разобранном виде. Очень сильно хотелось играть, поэтому занималась серьёзно. А в музыкальное училище решила поступать не на скрипку, а на дирижёрско-хоровой факультет. Закончила его с отличием: я дотошная, мне нужно всё сделать как можно лучше и поставить твёрдую точку.
Очень благодарна педагогу по дирижированию Сергею Михайловичу Чубову, он воспитывал из меня сильную натуру, хотя и «демоническими» методами. Например, закрывал в кабинете часа на три - сиди, учи партитуру. В таких условиях всё на свете выучишь. Он же мне сказал, что в консерваторию надо поступать на вокальное отделение, мол, у меня и голос есть, и энергия через край, нужно направить её в правильное русло. Я не соглашалась: «Ой, эти вокалюги, вечно у них что-то болит, форточку не открой, кофе нельзя. Скучные они натуры!» Ну, я подумала: на скрипке поиграла, подирижировала, но вот ещё не пела.
- Теперь примирились со словом «вокалист»? Хотя Шаляпина язык не повернётся так назвать, только - певец.
- Мне кажется, вокалист - слово студенческое, я же себя считаю певицей-актрисой. Ограничений из-за голоса не накладываю никаких, открытых форточек не боюсь, не зря меня мама в детстве закаляла, обливала холодной водой. И всё-таки я стала более осмотрительной, ведь голос - мой единственный инструмент, за счёт которого я и деньги зарабатываю. Каждое утро, просыпаясь, проверяю: есть ли голос. Даже в отпуске.
Не робкого десятка!
- Настоящей певицей вас сделал Мариинский театр?
- Да, пою здесь уже восемь лет, а поступила случайно. Приехала к друзьям в Петербург после четвёртого курса Петрозаводской консерватории. Хотела отдыхать и веселиться, а знакомая предложила прослушаться в Академию молодых певцов. На это я, конечно, ответила, что ещё не сошла с ума. Она убедила пойти, и для меня всё сложилось счастливо. Для неё, к сожалению, нет.
Передо мной встал вопрос, как остаться в Петербурге, потому что с последнего курса консерватории не разрешают переходить на заочное. Пришлось поскандалить, в итоге - отпустили. А в театре всё складывалось стремительно, через полгода уже исполнила партию Керубино в «Свадьбе Фигаро», затем - Ганну в «Майской ночи». Счастливая и гордая, с дисками отправилась в консерваторию на экзамен. Положила их на стол, вот - я уже всё могу!
- По характеру вы - не робкого десятка. Ещё и оптимистка?
- Я не из робких, хотя всё зависит от ситуации. А насчёт моего отношения к жизни, бывает, слышу: «Надоела уже ты со своим оптимизмом» (смеётся). А что заранее о чём-то печалиться? Когда придёт, тогда и будем думать.
- Мечтаете о славе?
- Ну как можно об этом мечтать? Мечтать можно о партиях, поездках, о сценах, на которых ещё не пела, о работе с дирижёрами, пианистами. И ещё для меня важно здоровье. Если всё это будет, то и слава придёт. Или - не придёт… Да это не так уж важно, потому что я служу в самом лучшем театре в мире, и работы хватает. Я вот раньше недооценивала камерную музыку, теперь трепетно отношусь. Петь романсы, вокальные циклы - интересно и сложно, а я люблю трудности, потому что когда преодолеешь, кажется, что вырос и чувствуешь удовлетворение. Ну а учиться, наверное, буду до старости.
- Когда же петербуржцы смогут вас услышать?
- В сентябре выступлю в Концертном зале Мариинского театра. Этот концерт связан с победой на конкурсе. Потом полечу во Владивосток. Ну а сейчас, в конце августа, во Францию, где буду петь Чайковского. За рубежом это самый популярный русский композитор. Как-то мы выступали в Риме, так публика просто на ушах стояла. Хотя языка не понимают, но прекрасно чувствуют всё, что ты хочешь донести.
После конкурса мне стали поступать предложения из-за границы - в основном просят Чайковского. Всегда приятно исполнять русскую музыку за рубежом: чувствуешь гордость за свою страну.