Примерное время чтения: 7 минут
3213

Пробирало до мурашек. Почему творчество Сергея Курехина будоражит и сейчас?

Его не стало 9 июля 1996-го.
Его не стало 9 июля 1996-го. / Yury Pilipenko / www.globallookpress.com

Легендарный руководитель группы «Поп-механика», «миколог», мистификатор, авангардист, организатор незабываемых шоу – таким запомнился знаменитый Сергей Курехин. Его не стало 9 июля 1996-го. Тяжелая болезнь забрала музыканта совсем молодым, в 42 года. И хотя прошло уже 26 лет, его творчество и личность по-прежнему вызывают интерес у тысяч людей. Каким был Сергей на самом деле? Об этом spb.aif.ru рассказала жена музыканта Анастасия Курехина.

Внутренняя свобода

Елена Данилевич,  SPB.AIF.RU: О Сергее часто говорят как об удивительно свободном человеке. Но откуда в нем это чувство независимости, ведь он родился и жил в советское время, когда многое оказалось под запретом?

Анастасия Курехина: В 80-х,  когда он начал работать, серьезных притеснений уже не было. Ощущение свободы, что она наступит, буквально носилось в воздухе. В целом мы делали, говорили, что хотели. Конечно, после концерта кого-то могли забрать в милицию, но, как правило, вскоре отпускали и никаких серьезных последствий это не несло. У Сергея была внутренняя свобода - такую я и сегодня редко вижу.

Установленных в государстве правила он тоже старался не нарушать. Тогда действовал закон против тунеядцев и можно было попасть под уголовную статью за то, что официально не работаешь. Знаю художников, музыкантов у которых из-за этого возникли большие проблемы. Так вот Сергей всегда работал, в том числе концертмейстером. Ходил на «службу» и ему это нравилось.  В плане денег мы тоже все жили тогда легко. С голода никто не падал, крыша над головой имелась. В целом была свобода от всего материального, об обществе потребления не вспоминали. Никто друг другу не завидовал, все жили примерно одинаково. Это тоже раздвигало рамки в отношениях между людьми. Вообще человек свободен вне исторической эпохи и пример Сергея это подтверждает. 

– А каким он оставался в повседневности? Сергей ведь был очень известным, звездой. Легко могли появиться «звездные» замашки.

– В быту он был от природы очень скромным, воспитанным, обаятельным, чем всегда привлекал людей.  Отличала его и аккуратность - всегда знал, где  документы, вещи. Если брал тяжелую сумку с книгами, а говорила: «Ты пианист, тебе нельзя». В ответ он поднимал еще тяжелее. Не давал себе никаких поблажек, привилегий. Передвигался на общественном транспорте, ему нравилось ездить в метро, гулять по набережной и жить жизнью обычных людей.

Его все обожали,  консьержи в театре  и доме, дворники. В арт-тусовке, конечно,  были разные отношения. Но столько друзей, как у него, редко кто имел   Все хотели поучаствовать в концертах «Поп-механики». Даже Эдуард Хиль согласился и ждал.

– Извините за вопрос, нет чувства, что многочисленными делами, концертами, проектами, он распылял свой талант?

- Как раз наоборот. Сережа отличался постоянством. За 42 года он оставил после себя обширное наследие и не только музыкальное. Это тексты, переписка. Мы сейчас занимаемся архивацией материалов, но работы до сих пор непочатый край. Сегодня создана платформа и все, что мы успели обработать, там выложено. На сайте есть переход на этот ресурс. 

Пробирало до мурашек

– Ошеломляющее впечатление производили перфомансы Курехина. Многие, кому удалось там побывать, вспоминают об увиденном до сих пор. На одной сцене с артистами выступали гуси, коровы, поросята… Как это все сочеталось? 

– У него был настоящий талант создавать такие действа. Я бы не назвала это шоу.  Когда все отрепетировано, тогда скучно. Огромные стадионные шоу как правило идут по накатанной, там нет места для импровизации. У Сергея же все было сделано как пазлы: внешне разные они объединялись друг с другом и вместе создавали единую картину. К работе он привлекал своих друзей, музыкантов, очень талантливых людей. Причем они участвовали именно в тех отрывках, эпизодах, которые ему были нужны. Все это рождало волнующее ощущение,  не сравнимое ни с чем. На его концертах был особый драйв, пробирало до мурашек.

– С Сергеем вы познакомились случайно. Сразу поняли, что это ваш человек или прошло какое-то время?

– Когда мы встретились, я была совсем молодой, а ему уже исполнилось 27 и я считала его солидным и взрослым. Был день рождения и все как-то сложилось. Потом много ходили, гуляли по городу, периодически пили кофе в «Сайгоне»  (неофициальное название кафе на Невском, 49, место встречи «неформалов» - Прим. ред.) Просить моей руки он приехал к нам вместе с другом на велосипеде. Тогда на них практически никто не ездил и это выглядело очень оригинально. Помню, что на мою маму произвело большое впечатление.

– В Петербурге создан Центр современного искусства им. Сергея Курехина, который вы возглавляете. Что удалось сделать за последние годы?

– У нас проходит немало выставок, концертов, фестивалей. Выставки сменяются практически каждые полтора месяца. Делаем перфомансы, хотя зал небольшой. Строится и новое здание на Среднем проспекте, в бывшем кинотеатре «Прибой». Сваи уже вбиты, сделаны подземные этажи. Планируется, что его введут в строй в 2024 году. Конечно, мы очень ждем открытия, чтобы разместить там музей, архивы, артефакты. Ведь сохранилось много Сережиных вещей, рассказывающих о нем, его личности, а это многим интересно. Вручается и премия современного искусства им. Сергея Курехина. Она важна как для художников, так и арт-общественности. Это хорошая возможность продвигать экспериментальное искусство в России, познакомиться с актуальными произведениями.

Три гения

– Дело Сергея продолжает и ваш сын Федор. Получается держать планку? Скажите, а с вами он советуется?

– Федя совсем другое поколение, с другими идеями. Что касается советов, скорее он мне их дает, чем я ему. Стараюсь всегда внимательно прислушиваться к его мнению, очень уважаю его творчество, идеи. У нас в центре дружная, профессиональная команда, все люди с активным началом и мы всегда вместе обсуждаем наши планы и проекты. 

– Недавно отмечалось 60-летие Виктора Цоя. Сергей был хорошо с ним знаком, вы даже дружили семьями. Как вы думаете, в чем феномен Цоя и людей того поколения?

– Сергей очень уважал и любил Виктора. В самом начале Цоя очень поддерживал Гребенщиков. Однажды мы пришли в гости к Борису Борисовичу и он сказал: «Я - гениальный, но сейчас вас познакомлю с Витей. Он еще более гениальный». У меня о Викторе остались самые теплые воспоминания. Он был очень милым, добрым, остроумным, приятным в общении. Мы виделись довольно часто.

Мне кажется, что Виктор стал выдающимся рок-музыкантом совсем не потому, что жил в конце эпохи. Дело в таланте, а он или есть, или нет. Конечно, это счастье, что свой талант ему удалось реализовать, а группа «Кино» сумела продвинуться.  И его песни звучали не только во дворах, но и стали достоянием человечества. Не считаю, что на имени Цоя сегодня спекулируют. Его песни поет огромное число людей, потому что они берут за душу. А люди не станут слушать музыку, которая им не нравится. Насильно никого не заставишь. 

– Как вы думаете, если бы сегодня Сергей был жив, чем бы он занимался?

– Решать за Сергея ничего никогда было нельзя. Если говорить глобально, он считал себя композитором, музыкантом и уважал свой внутренний талант. Писать музыку была его особая миссия и все отпущенные судьбой годы он старался выполнить эту задачу. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах