Дуэль - лишь финал трагедии
Яков Гордин, историк, писатель, автор книги «Гибель Пушкина»:
- Трагедия поэта ассоциируется с его последней дуэлью. Но мне представляется, что поединок с Дантесом - это лишь физическое разрешение гораздо более глубокой человеческой драмы. И началась она 8 сентября 1826 года, в день знакомства Александра Сергеевича с Николаем I. Известно, что их отношения не складывались гладко, хотя император и назвал Пушкина «умнейшим человеком России».
Тогда, в день первой встречи, поэту были даны серьёзные гарантии и относительно его судьбы, и касательно будущего России. Опираясь на них, Пушкин и выстраивал свою жизненную стратегию. Однако обещания выполнены не были, и это стало одной из составляющих гибели поэта.
Известно, что с начала 1830-х Александр Сергеевич больше занимался историей и политикой, чем литературой. Он работал над «Историей Пугачёва», грандиозной «Историей Петра I», публицистическими статьями. Эти труды отнимали у него основную часть сил и времени. А в обществе между тем отсутствие новых произведений Пушкина воспринимали совсем по-иному.
8 февраля 1833 года Гоголь писал своему приятелю: «Пушкина нигде не встретишь, как только на балах. Так он протранжирит всю жизнь свою, если только какой-нибудь случай, и более необходимость, не затащат его в деревню».
А 17 февраля его друг Плетнёв сообщал Жуковскому: «Вы теперь вправе презирать таких лентяев, как Пушкин, который ничего не делает, как только утром перебирает в гадком сундуке своём старые к себе письма, а вечером возит жену по балам не столько для её потехи, сколько для собственной». Что свидетельствует о факте - поэт не делился с друзьями своими планами, очевидно, не рассчитывая на понимание. И если даже близкие осуждали Александра Сергеевича, то что уж говорить о людях не его круга и откровенных недоброжелателях? Критика и насмешки превратились в настоящие издевательства и травлю.
Я уже не говорю об унизительной истории о пожаловании Пушкина в низшее придворное звание - камер-юнкеры. Не надо считать императора Николая глупцом, действовавшим исключительно по прихотям. Он бывал очень точен в своих действиях. Претензии поэта на роль руководителя общественного мнения были для него неприемлемы. Одним движением он всё ставил на место. Камер-юнкер не мог стать духовным вождём России.
Усугубляла сложившуюся ситуацию и финансовая яма, из которой никак не мог выбраться поэт. Начало этому было положено неудачной карточной игрой в юности - уже к моменту женитьбы у Пушкина были приличные долги. А на них нарастали новые. При этом жила его семья, вопреки распространённому мнению, не столь уж широко. Но четверо детей и жизнь в столице предполагали при самой скромной жизни немало расходов. Главной же причиной было то, что начиная с 1831 года он большую часть времени занимался делом, которое не могло приносить ему доходов - историческими трудами. Реализацией своего великого плана. А те художественные книги, что выпускал, не пользовались уже таким успехом, как раньше. Потому что тогда критика играла существенную роль - то, что ругали, доверчивая публика не покупала. В апреле 1834 года Пушкин сообщал Погодину: «Вообще пишу много для себя, а печатаю поневоле и единственно для денег; охота являться перед публикою, которая вас не понимает, чтоб четыре дурака ругали вас в своих журналах только что не по матерну».
В том же году он закончил работу над «Историей Пугачёва». Печатать её было не на что. Александру Сергеевичу очень не хотелось просить деньги у Николая! Но другого выхода не существовало. Император распорядился выдать 20 000 рублей на два года. Пушкин рассчитывал выручить с продажи 3 тысяч экземпляров книги 40 000 рублей. Однако он просчитался! Его труд не пользовался успехом, продажа книги принесла всего 16 000. Это была катастрофа! Во-первых, стало ясно, что исторические труды могут принести ему только убытки. И это делало будущее весьма мрачным. Во-вторых, к огромным долгам прибавились новые, возвращать которые было не из чего. В 1835 году Пушкин впервые пишет о бедности - не в письмах:
О бедность! затвердил я наконец
Урок твой горький!
Чем я заслужил
Твое гоненье, властелин
враждебный,
Довольства враг, суровый сна
мутитель?..
Тогда же он, пытаясь выкарабкаться из финансовой ямы, попросил императора выплатить ему жалование вперёд на 6 лет. Николай пошёл навстречу - Александр Сергеевич взял 30 тысяч рублей, которых хватило на то, чтобы закрыть огромные долги и немного отложить на жизнь. Однако в 1836-м поэт перестал получать жалование.
Конечно, он мог подать в отставку, бросить столицу, забрать семью и уехать в деревню. Там выживать было бы проще. Но тогда ему закрыли бы доступ в архивы, тогда он не смог бы продолжать работу над «Историей Петра I», которая всё равно не принесёт ему доходов! И Пушкин остаётся, двигаясь к пропасти совершенно сознательно. В год, предшествующий его гибели, Александр Сергеевич спровоцировал три дуэльные ситуации! Которые по разным причинам удалось разрешить бескровно. Поэтому на месте Дантеса мог оказаться и другой человек.
Измена или клевета?
Татьяна Рожнова, исследователь-пушкинист, автор книги «Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и её потомки»:
- Долгое время в пушкиноведении считалось, что Наталья Николаевна изменила своему мужу с Жоржем Дантесом, а значит, стала косвенной причиной гибели Пушкина. И только в 1995 году, спустя почти 160 лет после смерти поэта, эти данные опровергли, поскольку были опубликованы письма француза, которые хранились в его архиве.
По сути, в них он сам оправдал честное имя Натальи Николаевны, называя её «самым прелестным созданием Петербурга».
«Она столь прекрасна, что можно принять её за ангела, сошедшего с небес», - писал Дантес. И при этом отмечал, что «муж её возмутительно ревнив».
Супруга Пушкина ничем себя не запятнала. Человек, от руки которого погиб великий русский поэт, так вспоминал свои попытки соблазнить Наталью Николаевну: «Было предостаточно случаев, когда она могла бы отдать мне всё - и что же?.. - никогда ничего! никогда в жизни!..
Итак, она осталась чиста; перед целым светом она может не опускать головы. Нет другой женщины, которая повела бы себя так же».
Считал свою супругу ангелом, Мадонной и невинным существом и сам Александр Сергеевич. Но когда вокруг этой супружеской четы поднялось «жужжание клеветы», Пушкин потерял покой.
Россия всколыхнулась
10 февраля вся страна отмечает День памяти Пушкина.
Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:
«Услышав роковую весть, тысячи людей бросились к дому поэта и навсегда вместе со всей Россией там остались», - писала о смерти Пушкина Анна Ахматова. Действительно, весть о дуэли моментально облетела Петербург. Около квартиры «невольника чести» постоянно толпился народ, желавший узнать о состоянии раненого. Такого единства Россия ещё не видела. Очень хорошо об этом явлении высказался французский дипломат Проспер де Барант, который удивлялся: «Почему же вы не сказали нам главного?.. Что Пушкин - это ваша национальная гордость?»
В течение двух суток, пока врачи боролись за жизнь поэта, Жуковский вывешивал на двери бюллетени о его здоровье. Первый и последний из них хранятся в нашем музее. И сегодня, в честь скорбной даты, вывешены на дверях квартиры.
Ну а превратить 10 февраля в ежегодный День памяти Пушкина предложили поэты Ахматова, Блок, Гумилёв и Ходасевич в 1921-м. Наверное, всё-таки есть у творцов пророческий дар. Потому что уже в августе того же года умер Блок, расстреляли Гумилёва, вскоре перестали печатать Ахматову, а Ходасевича вынудили уехать.
А традиция поминать Александра Сергеевича осталась. Вот и в этом году мы традиционно начнём вечер памяти поэта во дворе дома на Мойке, 12, минутой молчания в 14.45 - момент, когда не стало «солнца русской поэзии». После состоится концерт его памяти. Актёр и режиссёр Андрей Свяцкий представит музыкальный моноспектакль «Пушкин. Роман с музой». Также мы откроем выставку работ художницы Ларисы Антоновой «Пушкинский литературный пейзаж».