Эдуард Кочергин стал главным художником БДТ в 1971 году. Георгий Товстоногов, возглавлявший театр, долго не мог найти подходящего художника и сам руководил производством декораций. Вместе Товстоногов и Кочергин сделали 30 спектаклей – от «Генриха IV» Уильяма Шекспира до горьковского «На дне».
Кочергин не раз признавался, что для него главный режиссер БДТ был гением, с которым интересно не только работать или беседовать, а даже просто находиться рядом. В рамках празднования 100-летия Георгия Товстоногова Эдуард Кочергин встретился с ценителями театра и рассказал несколько интересных случаев из совместной работы режиссера и художника театра.
Как справиться с артистами
Когда Эдуард Кочергин пришел в БДТ, его поразило умение Георгия Товстоногова общаться с артистами. В 70-х годах произошел такой случай. Первой работой Кочергина для БДТ стали не декорации, а костюмы к спектаклю «Генрих IV». В постановке был собран по-настоящему звездный состав – Лебедев, Стржельчик, Юрский, Копелян и Басилашвили.
Кочергин не спал три ночи подряд, чтобы нарисовать 120 эскизов костюмов. Товстоногов одобрил рисунки, и платья XIV века были сшиты. На первой репетиции в них были одеты все актеры, кроме Ефима Копеляна: он пренебрег рыцарским фартуком и вышел на сцену в своей одежде.
От заведующего труппой Товстоногов узнал, что Копелян в перерывах между репетициями чинит свою машину во дворе театра, а делать это в рыцарских доспехах было бы крайне неудобно. Сам же Копелян заверил режиссера, что ему тяжело носить на себе доспехи. Тогда Товстоногов спросил актера: «А тебе, Фима, не тяжело усами шевелить на всех киностудиях страны?». С тех пор Копелян приходил на репетиции в костюме.
Позже в БДТ шли репетиции спектакля «Дачники». Актер Владислав Стржельчик постоянно забывал свой текст, сбивался, и из-за этого стопорился весь процесс. Когда режиссер делал актеру замечание, тот начинал возмущаться, что не понимает своих действий в этой сцене и по этой причине не может запомнить слова. Тогда заведующий труппой шепнул Товстоногову, что Стржельчик целыми днями снимается в кино, поэтому и текст учить ему некогда.
Режиссер придумал хитрый план. Когда Стржельчик в очередной раз сбился и начал свою тираду о непонимании сцены, осветитель довел выносной свет до 100%, и актеры перестали видеть происходящее в зале. Товстоногов тихо встал, вышел из зала и уехал. Когда осветитель вернул обычное освещение, Стржельчик увидел, что спорит с пустым залом и очень растерялся. После этого эпизода выученный текст отскакивал у него от зубов.
«Мертвые души» запретили
В 1972 году киностудия «Ленфильм» предложила Георгию Товстоногову снять двухсерийный фильм «Мертвые души». Кочергин стал художником на съемках фильма. Работа уже кипела вовсю, как первый секретарь обкома партии издал указ, запрещающий деятелеям искусства работать одновременно в театре и в кино. Фильм «Мертвые души» так и не вышел на экран. Товстоногов сильно переживал из-за этого.
Случай произошел под Новый Год, когда в БДТ шел спектакль «Ханума». Чтобы поддержать режиссера, актерская труппа устроила для Товстоногова настоящий пир. В новогоднюю ночь актеры со своими семьями приехали в театр.
Из Тбилиси в Ленинград прилетели автор музыки к «Хануме», композитор Гия Канчели и Балетмейстер Юрий Зарецкий. Они привезли с собой из Грузии вино, дыни, сыры, лаваш, бастурму, виноград и лобио в горшочках. Для того непростого времени такой стол был чем-то грандиозным. К трем часам ночи угощение было съедено, а многие актеры потом вспоминали что новогодняя ночь 1973 года стала лучшим праздником за все время их работы в БДТ.
Последние работы
Последним спектаклем Товстоногова стала постановка «На дне» по Гоголю. Режиссер попросил Кочергина с помощью декораций сделать петербургское, а не московское «дно». Тогда художник построил коробку-колодец.
«Когда декорации закрывались, получалась большая питерская стена без окон, - объясняет Кочергин. – В Москве таких почти нет, а у нас – тысячи». В пространстве дома-колодца и размещались актеры.
На премьеру спектакля приехал сам Горбачев с женой. Генсеку так понравилась постановка, что он даже сфотографировался с актерской труппой на сцене. По воспоминаниям Кочергина, фото получилось комичным: в центре стоял Горбачев, а вокруг него – неразгримированные артисты-бомжи с очень серьезными лицами.
После этого спектакля Товстоногов мечтал поставить «Закат» Исаака Бабеля. Спектакль должен был стать одной из самых сильных постановок БДТ, но этому не суждено было случиться. Сначала советские власти запрещали ставить «Закат», а потом Товстоногов был уже слишком слаб, чтобы справиться с такой грандиозной работой.
После смерти режиссера новый худрук БДТ Кирилл Лавров решил воплотить мечту Товстоногова в реальность и пригласил для этого бывшего главного режиссера Ярославского драмтеатра. Лавров попросил Кочергина рассказать новому режиссеру обо всех наработках в спектакле.
Когда Кочергин встретился с ярославцем, то понял, что он не потянет. Как Кирилл Лавров ни уговаривал художника, тот не согласился работать с новым режиссером. Тогда для оформления спектакля взяли нового художника. Но постановка совсем не получилась и так и не была выпущена. Кочергин признается: жаль, что все так вышло, но Георгия Товстоногова он не предал.