Примерное время чтения: 9 минут
2081

Главный хит переписывал не раз. Корнелюк об эмиграции, Пугачевой и шлягерах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и факты – Петербург 16/11/2022
«Приятно, что твои песни знают, но для меня не имеет значения, нравятся они или нет».
«Приятно, что твои песни знают, но для меня не имеет значения, нравятся они или нет». / Фаина Мания / АиФ

«Скоро наступит Рождество, и что – на западе не станут играть Чайковского? Не будут давать «Щелкунчик» и «Спящую красавицу»? «Ла Скала» уже объявил, что открывает в декабре сезон оперой «Борис Годунов» и готовит программу в честь юбилея Сергея Прокофьева. Так что этот бред с запретами русской культуры пройдет, я даже не сомневаюсь,» – уверен композитор, певец, заслуженный деятель искусств России Игорь Корнелюк.

16 ноября автору многочисленных хитов исполняется 60 лет. Накануне юбилея он рассказал spb.aif.ru об отношении к шоу-бизнесу и конъюнктуре, наставничеству в проекте «Голос», любви к чтению и секретах счастливого брака.

Будто под копирку

Елена Данилевич, spb.aif.ru: Игорь Евгеньевич, вы написали свыше 200 популярных песен, но сейчас фактически ушли с эстрады и утверждаете, что песня себя изжила. Почему?

Игорь Корнелюк: Потому что сегодня пишут все. Причем для этого не обязательно быть композитором и даже, как выясняется, иметь отношение к музыке. Появились всякие гаджеты и вычислительные приблуды, которые дают возможность любому, как бы помягче сказать, выплескивать свои экзерсисы в мир. Теперь в день, по-моему, сочиняется больше, чем в 80-е за год. В итоге жанр настолько выродился, что перестал быть песней. Все сделано, будто под копирку. Как говорит молодежь – play track. Вот они и «плеерят» – слушают на телефонах пластиковый звук. Что касается меня, никогда не писал из конъюнктурных соображений или задачи кому-то угодить. «Дожди», «Билет на балет», «Чужой» рождались органично, я просто был таким. Конечно, приятно, что твои песни знают, но для меня не имело значения, нравятся они или нет.

– И все же, как рождаются хиты, которые потом подхватывает вся страна, например, «Город, которого нет»? Эту песню потом даже признали неофициальным гимном Петербурга. Если можно, приоткройте творческую кухню.

– Написать саундтрек к фильму «Бандитский Петербург» мне предложил режиссер Владимир Бортко. Как потом рассказывал сам Володя, он долго не мог решить, кого пригласить писать музыку и выбрал меня почти случайно. Как-то ехал в машине, и по радио передавали одну из моих «несерьезных» песен. «Приглашу-ка я Корнелюка», – решил Бортко. Мы встретились, и я принял его предложение. Бортко сразу сказал, что нужна песня для финала сериала, где героиня Дроздовой сидит за столом на Босфоре, перед ней стоят бутылка водки и рюмки, она ждет ребят, и мы понимаем, что не дождется. Я сразу понял, какие эмоции должны быть, но работа шла трудно. Несколько месяцев играл, напрягался, все не то. И вдруг две-три ноты, фраза, и я почувствовал – искра пробежала. Текст написала моя добрая знакомая, пианист, поэтесса Регина Лисиц. Показали Бортко – ему понравилось.

Я человек импульсивный, скорпион, самоед. Правда, в большей степени «ем» сам себя, особенно по утрам.

– А как получилось, что вы несколько раз переписывали свой шедевр, меняли варианты?

– Начались «ёлки», прошло еще какое-то время, и я решил прослушать «Город» на «свежую» голову. И мне показалось, что мы как-то перемудрили. Речь о криминале, бандитских разборках, а мы о каких-то философских категориях. Позвонил Регине и попросил изменить слова. И вот она переписала текст, а я музыку, чего никогда не делал. Снова показали Бортко, ему тоже все понравилось. Но затем случилось то, что называется «песня не легла в кадр». Кажется, все как надо, но получился не драматизм, а что-то противоположное. В итоге вернулись к старому варианту. Я его еще раз переписал и отдал Бортко. Был уверен, что кроме фильма мелодия нигде звучать не будет. Но уже на премьере картины многие говорили, что плакали на этой сцене на Босфоре.

Мне мешками приходили письма с благодарностями. Конечно, это творческая удача, но я всегда стремлюсь к тому, чтобы написать прозрачную музыку, которую может воспринимать широкий круг. Всю жизнь учусь писать просто, это мое кредо. Очень сложно, но я учусь.

– Вернемся к предыдущей теме. Сегодня концерты, где звучит «попса» и незатейливые ритмы пользуются большим успехом, а шоу собирают стадионы. Как это объяснить?

– Все просто: мы превратились в общество потребления. Возвращаемся домой, нажимаем кнопку… Хотим посмотреть что-то захватывающее, но не сильно, чтобы не напрягаться. Когда вы приходите на выставку и рассматриваете картины великих мастеров, это требует участия, работы души. Такова сила искусства. А шоу-бизнес, масс-культура – развлекалово, звучащая фактура. Не нужно думать, вникать, погружаться. И даже если «звезда» собирает стадионы, это ничего не говорит о ее таланте, индивидуальности. Скорее о грамотно построенной работе, которая привела к коммерческому успеху. Возможно, это мейнстрим нашего времени, и еще не все потеряно. Как оптимист, я надеюсь, что этот период пройдет. Даст, по Гегелю, диалектический виток и перейдет на новый, более высокий уровень.

– Позвольте не согласиться. Люди по-прежнему тянутся к культуре, хорошей песне. Один из ярких примеров – шоу «Голос», где вы в этом сезоне были наставником участников «60+». Как вам работалось?

– Для меня это первый опыт, и я восхищаюсь всеми конкурсантами. Нужно иметь внутренний стержень и смелость, чтобы в солидном возрасте не просто выйти под камеры, а петь перед многомиллионной аудиторией, показать лучшее. У меня была крепкая команда, и когда после первого тура пришлось из пяти претендентов на награду оставить только двоих, чувствовал себя плохо. Потому что в оценке творчества всегда есть вкусовщина, кроме того, на проекте действуют жесткие «правила игры». В итоге в суперфинале встретились мой «парень» и «девушка» Елены Ваенги, хотя идти дальше были достойны все.

Там буду чужой

– В Москве некоторое время вы работали в театре Аллы Пугачевой, близко с ней общались. Как думаете, чем в нынешней ситуации вызван отъезд ее и других известных личностей?

– Мне очень горько. Я все равно люблю, уважаю Пугачеву и буду любить всегда. Она великая артистка, которая внесла большой вклад в культуру нашей страны, особенно в 80-90-е годы. Но для себя решил: я – как дерево, которое вросло в эту землю, страну, народ, и всегда буду разделять судьбу России – потому что от нее неотделим. Чтобы не происходило, при всех обстоятельствах, всегда буду здесь. В 1989-м меня пригласили в Америку. Я поездил по стране, давал концерты, посещал студии звукозаписи. Мне предложили остаться, делать карьеру в Голливуде. На первый взгляд заманчиво, но поразмыслив и внимательно оглянувшись вокруг, я понял: даже если сложится благополучно, все равно останусь там чужим и никому не нужным. Такой роскоши позволить себе не могу.

– Зато вы позволяете себе другую, настоящую роскошь: раз в три-четыре года перечитываете Пушкина, российских и зарубежных классиков…

– Очень люблю читать. Книга – это беседа с мудрым человеком, и когда входишь в этот мир, испытываешь чувство полета. Гаджеты наступают, но Интернет никогда не заменит печатное слово, шелест страниц. Сейчас, например, я снова наслаждаюсь «Новеллами» Сомерсета Моэма. Люблю этого автора и пытаюсь сравнить свои впечатления с юношескими, когда познакомился с ним впервые. Спустя годы открываю многие книги, потому что, к Булгакову, скажем, можно обращаться постоянно. Пушкина стараюсь перечитывать регулярно, причем целиком. У меня есть восьмитомник, собрание сочинений, и я «поглощаю» его целиком, от корки до корки. Каждый раз это что невероятное, космос, настолько завораживают красота и легкость пушкинской поэзии. Кажется, его рукой водит Бог, да так оно и есть. Одно слово – гений.

– А в Киеве тысячами жгут русские книги…

– Полный идиотизм. Они не понимают, какой совершают грех. Любая книга – достояние человечества, и те, кто бросает их в костер, сжигают часть мирового опыта, истории, свою душу. У Булгакова есть замечательная фраза, что рукописи не горят. Видно, на Западе этого не знают, раз пытаются запретить русскую культуру. Скоро наступит Рождество, и что – не станут играть Чайковского? Не будут давать «Щелкунчик» и «Спящую красавицу»? «Ла Скала» уже объявил, что в декабре открывает сезон оперой «Борис Годунов» и готовит программу в честь юбилея Сергея Прокофьева. Так что этот бред пройдет, я даже не сомневаюсь.

Еще ничего не начинал

– Вы постоянны не только в пристрастии к литературе, но и семейной жизни. С женой Мариной уже более сорока лет вместе – редкий случай в артистической среде. В чем секрет счастливого брака?

– Это не моя заслуга. Устойчивость семейного союза на 95% зависит от женщины. Все крутится вокруг нее, она хранительница домашнего очага. Мы с Маринкой поженились в бессознательном возрасте – обоим было по 19 лет. Но мне повезло. У нее всегда хватало такта и мудрости, чтобы сгладить углы и проблемы. Я человек импульсивный, скорпион, самоед. Правда, в большей степени «ем» сам себя, особенно по утрам. В юности вообще был одержим, и если бы не Марина, уже разбежались тысячу раз. Но она бережет наши отношения, и я горжусь, что рядом со мной такая женщина.

– Позвольте вернуться к большому концерту в честь юбилея. Будет играть симфонический оркестр, прозвучат саундтреки из фильмов и телепроектов. А ваши знаменитые хиты услышим?

– Конечно, хотя свою круглую дату действительно хочу отметить небанально. Не сидеть свадебным генералом в окружении коллег-звезд, которые выходят и поздравляют, а «принять удар» самому – исполню свои песни в сопровождении симфонического оркестра. Также на сцене будет стоголосый хор, вокальный ансамбль, несколько солистов. Хочу, чтобы это было не шоу, а вечер музыки. И не говорите про юбилей, 60 лет. В душе мне 33. Это возраст, когда мужчина начинает что-то понимать, задумываться, потому что в 32 он, по сути, пацан, мальчишка Я еще ничего не начинал и много всего хочу, лишь бы суметь сделать…

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах