«Море не дает ничего духовно бедным людям», –писал Виктор Конецкий. – Но одну вещь оно дарит всем: это жестокие удары. И когда нас бьет море, ничего не остается, как сопротивляться ему. И в эти моменты мы, люди, ощущаем свою силу. Их мы вспоминаем, когда оказываемся на земле, потому что в них есть главный смысл борьбы человека со стихией».
SPB.AIF.RU вспоминает о блестящем писателе, профессиональном моряке и человеком огромной души Викторе Конецком.
Жизнь рядом с морем
Как и все подростки, Виктор Конецкий мечтал попасть на войну, бить фашистов, но возраст не позволил. Первый, самый страшный год блокады, он провел в Ленинграде, помогал взрослым, сбрасывал зажигалки с крыш домов. Писатель помнит морозы, артиллерийские обстрелы. В апреле 1942 года семья Конецких была эвакуирована по льду Ладожского озера. До 1944 года они жили в Омске.
В Ленинграде будущий моряк и писатель жил на Адмиралтейском канале напротив острова Новая Голландия. Место, как он признавался, очень морское. Видимо, поэтому парень с юных лет и «заболел» профессией моряка.
В 1945 году ему было 16 лет, и Виктор поступил в Нахимовское училище. Дети войны, многие из которых прожили в Ленинграде в блокаду, учились яростно и самозабвенно. Подросткам не давали спуску, воспитывали их беспощадно. Утром обливание холодной водой, изнуряющая зарядка. А чего стоит поход на весельных шлюпках по Неве от Ленинграда до крепости Орешек! После таких занятий молодые моряки уже ничего не боялись в жизни, все им было по плечу. Это была прекрасная школа жизни.
Обычно люди вспоминают о своем детстве с нежностью. А Конецкий свое не любил. Признавался, что ничего хорошего и радостного в нем не было, единственное светлое пятно – это рисование. Он рисовал даже в бомбоубежище, когда скрывался от немецких обстрелов. Если бы не война, он, скорее всего, стал бы художником, но близость войны, желание сражаться с врагом, толкнули его в военно-морское училище. Кстати, уже в преклонном возрасте Виктор Викторович полушутя говорил: «Мои романы можете критиковать, как ходите. А картины не смейте, это моя душа. За это выбью глаз!».
В клетке с тиграми
Первое произведение Виктора Конецкого было опубликовано в 1956 году в альманахе «Молодой Ленинград», а вскоре вышел первый сборник рассказов «Сквозняк». К этому времени он уже успел закончить Балтийское военно-морское училище, служил на судах Северного флота, участвовал в перегоне кораблей по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Кстати, это был первый в истории переход каравана малых судов в условиях Арктики. Конецкий к тому времени уже был настоящим морским волком, капитаном!
Долгие годы Виктор Викторович совмещал работу в морском флоте и литературную деятельность. Прошёл путь от четвёртого помощника капитана до капитана дальнего плавания. Ходил по морям на десятке теплоходов, побывал в плаваниях в различных районах мирового океана от Арктики до Антарктики, в портах разных стран мира, четырнадцать раз прошёл Северным морским путём. Конецкий не расставался с морем вплоть до середины 80-х годов!
Всесоюзную известность и любовь ему принесли три сценария, которые Конецкий написал в 60-е годы. Первый фильм, снятый по сценарию писателя – легендарный «Полосатый рейс», второй – «Путь к причалу», затем – комедия «Тридцать три». Кстати, два последних фильма снял известный режиссер Георгий Данелия. Он узнал о молодом литераторе и по совместительству капитане дальнего плавания от друзей. И, познакомившись с Конецким, сразу захотел экранизировать его произведения. Виктор Викторович с радостью согласился, но чтобы Данелии было понятно, о чем снимать фильм, позвал того в дальнее плавание. Режиссер прошел тяжелый ледовый путь до северного города Тикси. Зато морское ремесло стало ему ближе и понятнее.
Во время съемок «Полосатого рейса» происходило множество забавных моментов, о которых Конецкий не раз рассказывал. «Однажды по сценарию нужно было, чтобы тигры поплыли к берегу. Мы решили опустить клетку с животными в воду на стреле крана и думали, что тигры, увидев берег, поплывут туда. На крышу клетки встал оператор, который настроил свою камеру на место, где должны появиться полосатые. А тигры поступили хитрее: они выплыли из клетки и забрались на нее сверху. С берега начали махать оператору, даже ракету запустили. Боялись, что звери сожрут человека. Оператор осторожно положил камеру, снял один тапочек и плюхнулся в воду. Вместо тигров поплыл к берегу!».
В штурманской рубке
С 1957 года произведения Конецкого публиковались каждый год. Он был очень строг с издателями и никому не позволял править или сокращать свои тексты. Рискнувшим же это сделать в глаза высказывал все, что думает об этих людях. Капитан был строгим как к самому себе, так и к окружающим.
В долгих плаваниях Конецкий не расставался с пишущей машинкой. Бывало, переходы занимали по нескольку недель, и он часами сидел за бумагами в свободное от дежурств время. Писатель вспоминал: «Иногда я так наглел, что притаскивал пишущую машинку прямо в штурманскую рубку. И там, на вахте, каждые пять-десять минут оглядывая горизонт, стучал на своей машинке новые тексты и путевые заметки. Большинство моих юмористических рассказов написаны прямо в океане».
В целом Виктор Викторович Конецкий написал более 50 литературных произведений. Многие из них изданы не только в России, но и за рубежом. Самым главным творением Конецкого стал роман-странствие «За Доброй Надеждой» в восьми книгах. Это произведение создавалось им с 1969 по 2000 год и в его основу легли личные впечатления писателя от работы на морском флоте.
Капитан дальнего плавания, писатель Виктор Конецкий скончался 30 марта 2002 года. В последние годы он тяжело болел, но продолжал создавать романы. Он был похоронен с воинскими почестями на Смоленском кладбище в Петербурге. Его именем назван танкер нового поколения.