Примерное время чтения: 10 минут
4014

Бороться и искать! Поклонники романа Каверина следуют девизу уже 70 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Аргументы и факты - Петербург 11/02/2015 Сюжет Проект «Два капитана»
Один из самых удивительных экспонатов музея - книга В.А. Каверина «Два капитана», изданная в 1940 году.
Один из самых удивительных экспонатов музея - книга В.А. Каверина «Два капитана», изданная в 1940 году. АиФ-Петербург

Дорогие читатели! «АиФ-Петербург» объявляет о запуске нового масштабного проекта, посвящённого 170-летию Русского географического общества, - «Два капитана». Название выбрано не случайно, ведь именно девизу «Бороться и искать, найти и не сдаваться», провозглашённому героями одноимённого романа Вениамина Каверина, человечество обязано всеми самыми великими открытиями. Своим проектом мы перекинем мостик между прошлым, настоящим и даже будущим. На страницах нашего еженедельника вы сможете прочесть не только малоизвестные и уникальные факты о знаменитых путешественниках и исследователях, чьё имя уже вписано в историю, но и о тех, кто живёт и «не сдаётся» рядом с нами.

Героем наших публикаций может стать любой из вас. И совершенно не обязательно быть для этого великим учёным или командывать кругосветной регатой. Вы самостоятельно объехали всю Европу? Исколесили на велосипеде пол-России? Или досконально изучили какое-то природное явление в своём регионе? Вам есть, о чём рассказать и чем поделиться? Тогда наш проект – для вас. Тем, кому не хочется покоя. Искателям приключений и авантюристам в хорошем смысле слова. Всем, кто смел сердцем и юн душой, - посвящается!

Бороться и искать!

Было бы странно начать проект «Два капитана» не с рассказа о самом романе, судьба героев которого тесно переплелась и с Ленинградом, и с Русским географическим обществом. Для того, чтобы разгадать феномен произведения, которым вот уже 70 лет зачитывается поколение за поколением, редакция «АиФ-Петербург» отправилась в Псков, родной город Вениамина Каверина, в котором существует единственный в стране памятник книге «Два капитана» и даже её музей.

Как генетик стал лётчиком

Даже в современном Пскове поклонники романа легко узнают места, где проходило детство Сани Григорьева. В описании несуществующего города Энска В. Каверин на самом деле следует за своими воспоминаниями о Пскове начала XX века. Жил главный герой на знаменитой Золотой набережной (до 1949 г. – Американская набережная), ловил раков в реке Пскова (в романе – Песчанка) и давал знаменитую клятву в Соборном саду. Однако вовсе не с себя списывал Вениамин Александрович образ маленького Сани, хотя и признавался, что с первых сраниц романа он взял за правило ничего не выдумывать. Кто же стал прототипом главного героя?

В.А. Каверин - военный корреспондент газеты "Известия" на Северном флоте. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

- В 1936 году Каверин едет отдыхать в санаторий под Ленинградом и там знакомится с Михаилом Лобашёвым, соседом писателя за столом во время обедов и ужинов, - рассказывает Галина Чернокожева, главный библиотекарь Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина, где и находится музей книги «Два капитана». – Каверин предлагает сыграть ему в карамболь, разновидность бильярда, в котором писатель был настоящим асом, и без труда обыгрывает соперника. Несколько следующих дней Лобашёв почему-то не приходит на обеды и ужины… Каково же было удивление Каверина, когда спустя неделю его сосед объявился, предложил снова соревноваться в карамболе и с лёгкостью выиграл у писателя партию за партией. Оказывается, все эти дни он упорно тренировался. Человек с такой силой воли не мог не заинтересовать Каверина. И на протяжении нескольких последующих вечеров он подробно записывал историю его жизни. Писатель практически ничего не меняет в жизни своего героя: немота мальчика и удивительное излечение от неё, арест отца и смерть матери, побег из дома и приют… Автор лишь переселяет его из Ташкента, где прошли школьные годы героя, в знакомый и родной Псков. А также меняет его род деятельности – ведь тогда генетики были никому не интересны. То было время челюскинцев и освоения Севера. Поэтому вторым прототипом Сани Григорьева стал полярный лётчик Самуил Клебанов, который героически погиб в 1943 году.

История двух экспедиций

Однако роман связал судьбы сразу двух капитанов – Сани Григорьева и Ивана Татаринова, командовавшего шхуной «Святая Мария». Для образа второго главного героя Каверин также использовал прототипы двух реальных людей, исследователей Крайнего Севера – Седова и Брусилова, экспедиции под руководством которых ушли из Санкт-Петербурга в 1912 году. Ну а дневник штурмана Климова из романа целиком основан на дневнике полярного штурмана Валериана Альбанова.

- Экспедиции Георгия Седова было отказано в господдержке, поэтому она финансировалась из частных пожертвований, - продолжает Г. Чернокожева. – Было арендовано довольно ветхое судно. Некий архангельский купец Вышомирский (в книге – Вышемирский) продаёт капитану 85 ездовых собак, большая часть которых оказались обычными дворнягами и погибли в первую же зиму. Другой купец поставил на судно мясо в бочках якобы высшего качества, но на деле в них оказались лишь кости и шкуры убитых животных. По сути, команда уходила, чтобы погибнуть…

В это же время из Санкт-Петербурга отправляется шхуна «Святая Анна» под командованием Георгия Брусилова, идея которого – впервые в истории России пройти Северным морским путём.

Шхуна «Святая Мария», которую искал Саня Григорьев. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

Но уже через несколько недель судно оказалось закованным во льдах Карского моря. До того времени географы всего мира считали, что северные моря никак не связаны с Северным Ледовитым океаном. То есть если судно замёрзло, оно может спокойно перезимовать, а после продолжить свой путь. Благодары Брусилову весь мир узнаёт, что это не так - моря связаны с океаном глубинными течениями. Начинается медленный дрейф «Святой Анны» к Северному полюсу.

Оказывается, что шхуна не приспособлена к зимовке в таких условиях - слишком тонкие стены. Весь экипаж перебирается в две каюты, только они и отапливаются. В ход идут части корабля, шкуры и жир животных... Штурман Альбанов писал в дневнике: «Температура в каюте редко достигает 4 градусов, стоит туман, вода стекает по потолку и стенам. На них - несколько десятков сантиметров копоти».

Портрет штурмана В.И. Альбанова. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

На судне начинаются конфликты. Брусилов считает, что надо просто ждать. Альбанов - необходимо что-то предпринять. Тогда капитан принимает беспецендентное решение – увольняет штурмана. В апреле 1914 года Альбанов с ещё 13-ю членами команды уходит со шхуны.

С этого момента начинается история из романа «Два капитана». 4,5 месяца в снегах. Голод, холод, предательство, гибель товарищей. Как вспоминал Альбанов, шли гуськом. Вперёд смотрел только первый, остальные продвигались, закрыв глаза. «Слёзы текли из наших глаз, боль от ослепительно белого снега была невыносимой. Случались дни, когда не видел никто. Мы ставили палатку и ждали, когда боль пройдёт».

В какой-то момент группе пришлось разбиться на две группы - одна пошла по суше налегке, другая, под руководством Альбанова - по воде со всем грузом. Но в точку предполагаемой встречи сухопутная группа так и не пришла. До лета 2010 года о судьбе пропавших путешественников не было известно ничего. И только пять лет назад экспедицией при поддержке РГО в этом месте были найдены человеческие останки и предметы: карманные часы, ложка с инициалами «П. С.» (возможно, принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову), самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол и т. д. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова.

До цели экспедиции, брошенной зимовке Джексона на мысе Флора, добираются лишь двое – сам штурман и матрос Конрад. Здесь их и спасает экипаж Седова, судно которого также оказывается зажатым во льдах. Но капитан, одержимый идеей достигнуть Северного полюса, принимает решение продолжать путь на собаках. Два моряка сопровождают Седова, они же и похоронят капитана, который не дотянет до цели всего 400 вёрст. После экипаж решает зайти на мыс Флоры, чтобы разобрать несколько домиков для отопления и таким образом спасают Альбанова и Конрада. Удивительное стечение обстоятельств.

Карта экспедиций Седова и Брусилова. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

До последней капли

Интересно, что Саня Григорьев стал едва ли не национальным героем задолго до того, как писатель закончил свой роман. Дело в том, что первая часть книги была издана в 1940 году, а после её написание Каверин отложил аж на 4 года – помешала война.

- Во время ленинградской блокады… Ленинградский радиокомитет обратился ко мне с просьбой выступить от имени Сани Григорьева с обращением к комсомольцам Балтии, - вспоминал Вениамин Александрович. – Я возразил, что хотя в лице Сани Григорьева выведен определённый человек, лётчик-бомбардировщик, действовавший в то время на Центральном фронте, тем не менее это всё-таки литературный герой. «Это ничему не мешает, - был ответ. - Говорите так, как будто фамилию вашего литературного героя можно найти в телефонной книжке». Я согласился. От имени Сани Григорьева я написал обращение к комсомольцам Ленинграда и Балтики – и в ответ на имя «литературного героя» посыпались письма, содержавшие обещание бороться до последней капли крови.

Кстати, роман «Два капитана» очень понравился Сталину, именно это спасло Каверина от репрессий, которым подверглись многие его родные. Писатель даже был удостоен звания лауреата Госпремии СССР. Правда, только лишь второй степени. Всё дело в том, что имя Верховного главнокомандующего упоминается в книге всего один раз. Что и стало поводом «занизить» оценку.

За то, что в романе Сталин упоминается всего 1 раз, Каверин стал Лауреатом Госпремии лишь второй степени. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

Невероятно, но факт

Один из самых удивительных экспонатов музея - книга В.А. Каверина «Два капитана», изданная в 1940 году. Но дело не в возрасте издания. 68 она пролежала в болоте Новгородской области, на глубине 6 метров в сбитом в конце апреля 1942 года самолёте ИЛ-2 в набедренном кармане лётного комбинезона пилота Михаила Гаврилова, останки которого нашли лишь в 2010 году во время поисковой экспедиции.

68 лет книга пролежала в болоте Новгородской области. Фото: АиФ-Петербург
Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах