Примерное время чтения: 11 минут
3726

Магнетический Макс. Каких женщин покорил критик Волошин

Б. М. Кустодиев. Портрет Волошина, 1924 году.
Б. М. Кустодиев. Портрет Волошина, 1924 году. Public Domain

Максимилиана Волошина можно назвать одним из самых экстравагантных поэтов начала XX века. Над его внешностью подшучивали многие.

В литературной среде ходила острота: «Лет триста назад в Европе для потехи королей выводили искусственных карликов. Заделают ребенка в фарфоровый бочонок, и через несколько лет он превращается в толстого низенького уродца. Если такому карлику придать голову Зевса, да сделать женские губки бантиком, получится Волошин». 

Тем не менее, невысокий, с головой, обрамленной копной курчавых волос, харизматичный Максимилиан умел покорять женские сердца. Среди его знакомых даже ходило утверждение, что он обладал экстрасенсорными способностями. «У Макса есть магнетическая сила, он наложением рук излечивал нервные боли, что и многие мои знакомые испытывали на себе», - рассказывала жена поэта-символиста Константина Бальмонта, Екатерина.

Некоторым он казался чудаком и бездельником,  другие восхищались его поэзией и живописью. Но все, знавшие его, сходились в одном – он был человеком необыкновенных душевных качеств.

В годовщину смерти «хозяина Коктебеля», SPB.AIF.RU вспоминает женщин, которые оказали влияние на судьбу поэта, и в жизни которых он сам сыграл важную роль.

Елена Оттобальдовна Глазер 

«Неутешная вдова коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-Волошина», - так написала Елена Оттобальдовна в приходской книге в графе «свидетели» на свадьбе Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

Эту удивительную женщину, которая по материнской линии была праправнучкой выходца из Германии, лейб-медика при дворе Анны Иоанновны, навряд ли мог кто-то назвать «неутешной». Разойдясь с отцом Максимилиана, она устроилась на работу в контору юго-западной железной дороги. Она любила носить мужской костюм и курить папиросы. Про таких говорили: «сильная женщина». Желая воспитать в своем сыне дух война, она выбрала ему в гувернантки цирковую наездницу и даже в Коктебеле подговаривала местных мальчишек вызывать ее сына на драки.

«Вся мужественность, данная на двоих, пошла на мать, вся женственность – на сына», -  так писала Марина Цветаева о Волошине и Елене Оттобальдовне.

До конца дней Максимилиан был очень близок со своей матерью.

Максимилиан был очень близок со своей матерью.
Максимилиан был очень близок со своей матерью. Фото: Public Domain

Маргарита Сабашникова

Ее отец был уважаемым чаеторговцем, а дядя - владельцем крупнейшего издательства Российской империи. Строгая красавица, носившая блузки с высоким воротником, увлекалась живописью и поэзией. С Максимилианом Волошиным она познакомилась в 1903 году на выставке картин. Через какое-то время судьба свела их в Сорбонне, где оба слушали лекции.

Однажды они вместе пошли в музей, в котором увидели каменную фигуру египетской царевны Таиах. После этого Волошин писал: «Они слились для меня в единое существо. Каждый раз приходится делать над собой усилие, чтобы поверить: Маргарита — из тленных плоти и крови, а не из вечного алебастра. Я никогда еще не был так влюблен, а прикоснуться не смею — считаю кощунством!»

«Я никогда еще не был так влюблен, а прикоснуться не смею — считаю кощунством!» - писал о Маргарите Волошин.
«Я никогда еще не был так влюблен, а прикоснуться не смею — считаю кощунством!» - писал о Маргарите Волошин. Фото: Public Domain

В 1906 году они поженились, а через год – разошлись. Союз эксцентричного Волошина, похожего на дворника, и «алебастровой царицы» оказался невозможен. Она не смогла обосноваться с ним в Крыму, а в Петербурге их пару поджидало непростое испытание. Они жили в доме на Таврической улице, по соседству с поэтом Вячеславом Ивановым. Так получилось, что Маргарита близко сошлась с четой Ивановых и перебралась к ним жить.

Несмотря на то, что внешне расставание молодых прошло без лишнего драматизма, в душе Волошин тяжело переживал разрыв.

«Объясните же мне, в чем мое уродство? Всюду, и особенно в литературной среде, я чувствую себя зверем среди людей — чем-то неуместным. А женщины? Моя сущность надоедает им очень скоро, и остается только раздражение», - писал он своей кузине.

Черубина де Габриак

Елизавета Дмитриева, дочь учителя чистописания и акушерки, познакомилась в Крыму с Максимилианом Волошиным в 1909 году. Некрасивая девушка, прихрамывавшая из-за туберкулеза легких и костей на одну ногу, была талантливой поэтессой, что не могло не покорить такого ценителя прекрасного как Макс. Для нее он придумал новый образ таинственной 18-летней испанки-поэтессы Черубины де Габриак, который ей удалось блестяще исполнить.

 Загадочная особа буквально ворвалась своим творчеством в литературный мир, прислав несколько писем в редакцию художественного журнала «Аполлон», а заодно, покорив сердце его издателя - Сергея Маковского.

Об отношении Елизаветы к Волошину говорят, написанные ею строки: ««Я вернулась совсем закрытая для Н. С.(Николай Степанович Гумилев – прим.), мучила его, смеялась над ним, а он терпел и все просил меня выйти за него замуж. - А я собиралась выходить замуж за М. А.(Максимилиан Александрович Волошин – прим.) - Почему я так мучила Н. С.? - Почему не отпускала его от себя? Это не жадность была, это была тоже любовь. Во мне есть две души, и одна из них, верно, любила одного, другая другого. О, зачем они пришли и ушли в одно время!» 

Непростые отношения между Гумилевым и Волошиным даже привели к дуэли. Как-то Максимилиан Александрович прилюдно дал пощечину Гумилеву. Каких-то объяснений и споров этому не предшествовало. Знакомые поэтов, присутствующие при этом, решили, что виной тому была женщина, что Волошин, вероятно, заступился за честь своей знакомой.

Вызов на поединок произошел тут же. Дуэль состоялась в Новой Деревне. К счастью, никто в результате этого не пострадал

Стоит отметить, что вскоре тайна де Габриак была раскрыта. Маковскому знакомый передал телефон Дмитриевой. Их встреча была трагична. Внешняя непривлекательность девушки поразила издателя, которому она показалась просто ужасной. Разразившийся скандал ранил девушку, которая на долгие годы покинула литературные круги. 

Марина Цветаева

«Макс в жизни женщин и поэтов был providentiel... Когда женщина оказывалась поэтом, или, что вернее, поэт - женщиной, его дружбе, бережности, терпению, вниманию, поклонению и сотворчеству не было конца», - писала о нем Марина Цветаева.

Именно ее перу принадлежат воспоминания «Живое о живом», книга, в которой она попыталась оценить масштаб личности Волошина, показать его характер и самобытность. Их дружба-любовь прошла сквозь года. В Рукописном отделе Пушкинского Дома хранятся 43 письма поэтессы к Максимилиану Волошину.

По мнению критиков, Цветаеву с Волошиным связывало много общего.
По мнению критиков, Цветаеву с Волошиным связывало много общего. Фото: Public Domain

Знакомство их произошло в декабре 1910 года. Цветаева поднесла ему экземпляр «Вечернего альбома», а через несколько дней он написал статью, в которой шла речь о стихах Черубины и Цветаевой. Между ними завязалась переписка. В мае 1911 года она впервые приехала к нему в Коктебель, а через пару лет вернулась сюда с дочерью и мужем. 

По мнению критиков, Цветаеву с Волошиным связывало много общего: от безграничной любви к поэзии до требовательности и «детскости» во взгляде на жизнь.

 «Максу я обязана крепостью и открытостью моего рукопожатия и с ними пришедшему доверию к людям. Жила бы как прежде - не доверяла бы, как прежде; может быть, лучше было бы - но хуже», - позже напишет она.

Мария Степанова

«Юродивая. Исступленная. Самозабвенная. Всегда пламенно протестующая. Берется за все непосильное и не отступает, несмотря на слабость и нервность. Совершенно не умеет угадывать шутки и иронию. Раздает и деньги, и вещи, и себя на все стороны», - так Максимилиан описывал Марию Степанову, вторую жену, которая разделила с ним тяготы последних лет его жизни.

Они познакомились осенью 1919 года. В это время она работала заведующей амбулатории в селе Дальние Камыши под Феодосией. Когда в 1922 году заболела его мать, Мария взялась ему помогать.

«К великому моему счастью, я все-таки остался не один: ко мне приходит из Феодосии и помогает Мария Степановна Заболоцкая… Это ученица и воспитанница Н. К. Михайловского. Мы с ней дружны давно, а с мамой она очень подружилась, навещая её во время моего отсутствия летом. Без неё не знаю, что бы я стал делать…», - писал Волошин в 1923 году.

Максимилиан Волошин и Мария Степановна.
Максимилиан Волошин и Мария Степановна. Фото: Public Domain

Нравилась Мария и Елене Оттобальдовне, которая наставляла сына: «Макс, женись на Марусе, она спасет и тебя, и этот дом…»

После смерти матери, Макс последовал ее совету.

 «Хронологически ей 34 года, духовно — 14. Лицом похожа на деревенского мальчишку этого же возраста (но иногда и на пожилую акушерку или салопницу). Не пишет стихов и не имеет талантов. Добра и вспыльчива. Очень хорошая хозяйка, если не считать того, что может все запасы и припасы подарить первому встречному. Способна на улице ввязаться в драку с мальчишками и выступить против разъяренных казаков и солдат единолично», - писал он своей первой супруге о качествах второй, добавляя, что любовь Марии для него – «величайшее счастье и радость».

Вместе они прожили 9 лет. После смерти Волошина 11 августа 1932 года она стала хранительницей его дома, который перешёл в ведение Союза писателей РСФСР.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах