Примерное время чтения: 8 минут
380

Менять – не значит ломать. Александр Бельский о реформах в ЗакСе Петербурга

«Парламент должен стать гостеприимным домом для всех петербуржцев, а не просто зданием с большим количеством черных машин у входа».
«Парламент должен стать гостеприимным домом для всех петербуржцев, а не просто зданием с большим количеством черных машин у входа». / Вероника Такмовцева / АиФ

В конце сентября петербуржцы избрали новый парламент. Его руководитель Александр Бельский в эксклюзивном интервью «АиФ» рассказал, чем седьмой созыв будет принципиально отличаться от предыдущего и почему скандалы на заседаниях – это плохо.

Мариинский дворец – для горожан

Алина Клименко, АиФ-Петербург: Александр Николаевич, еще на первом своем брифинге в качестве спикера вы заявили, что намерены многое изменить в работе парламента. Отмену строгого дресс-кода и бóльшую открытость мы, журналисты, уже оценили. Каких реформ ждать?

Александр Бельский: У меня нет задачи просто прийти и все поменять. Это был бы совершенно неправильный подход. Но есть концептуальные, основополагающие вещи, которые важны и для меня, и для всего депутатского корпуса. А именно – постараться сделать парламент в первую очередь открытым, а самое главное – наполнить его жизнью. Что значит «наполнить жизнью»?

Законодательное собрание должно по-настоящему стать площадкой для дискуссий. Чтобы у нас после заседаний люди не вываливались на улицу и не обсуждали какие-то вопросы в подворотнях. Необходимо сделать так, чтобы любые проблемы и их решения обсуждались в Мариинском дворце.

Поэтому парламент должен быть открытым не только для СМИ, но и для всех жителей Петербурга. Хочется, чтобы неравнодушные горожане могли попадать на заседания, видеть, какие вопросы обсуждают депутаты. Чтобы люди в принципе понимали, чем занимается Заксобрание, а не считали его просто зданием с огромным количеством черных машин у входа.

– Каким образом жители смогут посещать заседания? Механизм уже проработан?

– Сейчас мы изучаем опыт европейских парламентов, где подобные опции широко используются. Посмотрим, каким образом мы сможем организовать это у нас. Но, естественно, речь о долгосрочной перспективе: сейчас в городе слишком много ограничений, связанных с пандемией. Более того, мы даже рассматриваем возможность проводить часть заседаний дистанционно. Но когда инфекция отступит, и мы начнем возвращаться к привычной жизни, горожане смогут приходить в Мариинский дворец. Пока этот вопрос прорабатывается.

– Еще одно из обсуждаемых изменений – переход на систему поименного голосования. Раньше оно было закрытым и показывало только общий результат. Вопрос уже решенный?

– Да, мы двигаемся в данном направлении. Большинство депутатов поддерживают эту инициативу. Детали прорабатывает комиссия по устройству государственной власти, и в ближайшее время законопроект выйдет на первое чтение.

Дискуссия без страстей

– Какими еще городскими проблемами должен заняться новый ЗакС в первую очередь? Сохраните ли вы преемственность в работе с прежним составом парламента?

– В составе Законодательного собрания осталось довольно много коллег из предыдущего созыва, поэтому, конечно, основной курс сохранится. Да и вообще преемственность – это важный принцип работы в любой сфере. Наша задача – не сломать то хорошее, что было наработано, сохранить все лучшее, что есть. А также привнести что-то свое.

Вряд ли нас ждут резкие и кардинальные изменения, но «свежая кровь», несомненно, даст парламенту и новую жизнь. Сейчас мы рассматриваем возможность увеличения количества комиссий. Их у нас семь, планируем расширение до десяти.

К примеру, необходимо создание комиссии по транспорту, потому что это один из самых наболевших городских вопросов. Здесь и развитие инфраструктуры, строительство новых станций метро, перехватывающих парковок. И агломерация с Ленинградской областью.

И внедрение системы «Умный город» – к примеру, правительство ведет переговоры с компанией «Яндекс» для того, чтобы люди могли на телефонах видеть, через какое время и какой автобус придет на остановку.

Также мы намерены разделить комиссию по городскому хозяйству на две. Потому что это очень емкая и проблемная сфера с огромным количеством задач. Лучше распределить эти вопросы, чтобы качественно подходить к каждому из них. Также мы должны обратить более пристальное внимание на цифровизацию и на взаимодействие с молодежью.

– В новом парламенте шесть фракций, депутаты представляют самые разные политические силы. Означает ли это, что нас ждут жаркие дискуссии? Как вы считаете, должны ли на заседаниях кипеть страсти – или лучше тихо, скучно, но продуктивно?

– Все, что касается любых страстей, – это всегда плохо. Конечно, диалог необходим. Естественно, мы должны отстаивать свою точку зрения. Но в чем сильная, на мой взгляд, сторона нового парламента: в нем собрались люди, у которых цель одна – сделать жизнь города лучше, комфортнее. Да, у них разные политические взгляды, разное понимание того, как достигнуть тех или иных целей, но все они опытные, образованные, умные люди.

Вообще, в Петербурге в целом и в петербургском Заксобрании в частности существует своя особая политическая культура, которая подразумевает под собой не скандалы, а дискуссию, желание услышать друг друга и найти какие-то компромиссные решения.

– При этом в седьмом созыве довольно много выходцев из Смольного…

– Не так уж и много – вместе со мной пятеро...

– Помогает ли опыт работы в исполнительной власти на новом посту?

– Несомненно. Мне в принципе кажется, что до работы в парламенте человек должен пройти все этапы, потрудиться «на земле», так сказать. В том числе побыть муниципальным депутатом или госслужащим, работать в исполнительной власти. Чтобы изнутри увидеть, как все устроено. С таким опытом он не просто будет голосовать за тот или иной закон, а четко понимать, какие это влечет последствия.

Взять, к примеру, работу с бюджетом. Ведь проще всего сказать – давайте выделим столько-то рублей на такую-то статью. И куда сложнее – проанализировать: а что дальше? Проработаны ли механизмы, которые позволят этим средствам действительно достигнуть цели и дать результат? Рабочий ли это проект? Какие есть возможности для его реализации? И не останутся ли при этом ущемленными иные, более важные направления? Я не говорю, что другие не понимают всего этого. Но в целом опыт работы во власти – важный аспект.

– Вы коснулись бюджета – 17 ноября Заксобрание рассмотрит его во втором чтении. Как в целом шла работа над главным финансовым документом города?

– Активно и продуктивно. Всего внесено 18 поправок. За счет корректировки дополнительные средства выделят на борьбу с пандемией, усиление материальной базы системы здравоохранения. Не забыли о социальной поддержке граждан. В частности – многодетных и малообеспеченных семей с детьми, семей с детьми-инвалидами. Увеличится статья расходов на строительство метрополитена, Лиговского путепровода и развязки на Витебском проспекте и т. д.

Два срока – не предел

– Как вы считаете, должно ли региональное Законодательное собрание инициировать федеральные законопроекты? Или лучше сосредоточиться на городской повестке?

– Любые инициативы, которые выходят на федеральный уровень, должны тщательно прорабатываться. Прежде всего потому, что у нас есть своя местная специфика, которая не всегда может совпадать со спецификой всей остальной страны. Мы должны все-таки понимать, что Санкт-Петербург, Москва и Севастополь – это города федерального значения.

И живут они немного по другим правилам. Поэтому любые такие законопроекты должны пройти этап согласования не только на нашем региональном уровне, но и обсуждаться в межпарламентской ассамблее.

– На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении закон о региональной власти, который дает возможность руководителям субъектов избираться более чем на два срока подряд. Но этот вопрос отдан на откуп местным депутатам. Вы сторонник того, чтобы искусственно ограничивать количество лет во главе региона?

– Мне кажется, что здесь вопрос меньше всего должен заостряться на количестве допустимых лет «у руля». Речь идет в первую очередь о выборе, который делают жители региона. Что касается временных рамок… Сложно сказать, два срока должен управлять регионом человек или три. Или, может быть, все четыре?

Конечно, есть серьезные инфраструктурные проекты и задачи, которые невозможно полностью реализовать ни за пять, ни за десять лет. Но при этом данного срока достаточно, чтобы раскрыться, показать, в каком направлении ты мыслишь, насколько готов работать на благо людей. А дальше все зависит от избирателей.

– Петербург за время его истории как только ни называли – и культурная столица, и интеллектуальная, и даже криминальная. Теперь иногда называют – спортивной и хоккейной. А на ваш взгляд, какой наш город сейчас? И каким он должен стать?

– Мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. Ведь Петербург очень многогранен. Не только жители города или нашей страны, но и иностранцы признают, что он – особенный: со своей неповторимой аурой, характером, негласными правилами и принципами. Город Петра, город Достоевского, город трех революций…

Да, на какой-то период он становится спортивной столицей. Мы радуемся успехам нашего замечательного клуба «Зенит». В некотором роде мы действительно являемся культурной столицей. И вовсе не потому, что мы конкурируем за это звание с другими регионами или с Москвой. Это как данность, ведь Петербург – музей под открытым небом, и нам повезло в нем родиться.

Таким он и должен оставаться – разным, неповторимым и привлекательным для всех.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах