С одной стороны, власть стремится поощрять тех, кто безвозмездно оказывает помощь учреждениям культуры, с другой - пытается загнать меценатство в рамки правового регулирования.
Мнение Пиотровского
Меценатство - это особая культура, которая долгое время отсутствовала в России. В 90-х годах мы столкнулись с тем, что в нашей стране это было непопулярно, в отличие от США и Англии. Постепенно государство стало предоставлять меценатам разные привилегии за то, что они помогают жить театрам и музеям. Западные компании давно воспитывались в этих традициях. Они знали: чтобы быть принятыми в определённых кругах, нужно участвовать в культурных проектах.
Сейчас же множество фирм, крупных деятелей и финансистов из нашей страны принимают участие в жизни Эрмитажа. Они составляют 2/3 от общего числа меценатов.
На мой взгляд, закон о меценатах принимать не стоит. Многие государственные регуляции мешают процессу. Не столько нужен закон, сколько пункты в Налоговом кодексе. Когда происходят изменения именно в этой сфере, то музеи сразу это чувствуют. В итоге ситуация может сложиться так, что в деле останутся только безнадёжно влюблённые в искусство люди.
Убеждён, культура должна содержаться обществом. Если зарабатывание денег будет стоять во главе угла, то это будет коммерция, не имеющая ничего общего с искусством.
Существуют три способа поддержки культуры. Во-первых, это государственная помощь, когда деньги идут из бюджета. Во-вторых, это вклад горожан. Когда человек покупает билет в музей, он поддерживает его. Эти средства идут на то, чтобы содержать музей, платить зарплату сотрудникам, реставрировать экспонаты. В-третьих, это внимание меценатов. Когда эти три источника финансирования существуют в правильном соотношении, то всё складывается хорошо, и никто не в силах приказывать учреждениям культуры, что делать.
Например, можно встретить критику: мол, народные деньги идут «на этого проклятого Фабра». Можем заявить: ни копейки народных денег на «проклятого Фабра» потрачено не было. Выставки современного искусства мы стараемся проводить на меценатские деньги. И это получается. Современное искусство пользуется популярностью у большого количества людей. Но иногда приходится непросто, чтобы обеспечить финансирование.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа