836

Наследие Эдуарда Гау. Как выглядел Гатчинский дворец?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и факты - Петербург 30/08/2017
акварели Эдуарда Гау / Public Domain

В этом году исполняется 210 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти замечательного художника, выдающегося мастера архитектурной акварели, «портретиста интерьеров» Эдуарда Гау.

Внимание всей императорской фамилии

«К сожалению, биография Эдуарда Петровича до сих пор мало изучена, - рассказывает искусствовед Ольга ПЕТРОВА. - Известно, что рисовать он начал в очень раннем возрасте. И сам отмечал впоследствии, что занимался «с детства живописью портретной и перспективной». Эдуард четыре года обучался в Дрезденской академии художеств, а в 1838 году подал прошение в Совет петербургской Императорской академии художеств о предоставлении ему звания свободного неклассного художника портретной живописи. Соответствующий аттестат он получил в марте 1840 года». 

Сам Гау писал: «…с того времени занятия мои преимущественно состояли по части перспективной акварельной живописи, которые удостаивались всемилостивейшего внимания государя императора и всей императорской фамилии». В 1850-е годы мастер зарисовывал дворцовые интерьеры в Царском Селе, Петергофе и Зимнем дворце, а позже он создал изображения ряда помещений Большого Кремлёвского дворца в Москве, Николаевского и Михайловского дворцов в Петербурге.

В декабре 1852 года совместно с Л. Премацци и К. Ухтомским получил от императора Николая I почётный заказ на создание целой серии акварелей «внутренностей зала Нового Эрмитажа», который был построен как специальное музейное здание по проекту баварского архитектора Лео Кленце. Николай I гордился новым музеем и заказал художникам виды всех залов этого здания. За эту работу Эдуард Петрович получил от Академии художеств звание академика, а также был утверждён в чине титулярного советника.

Техническое совершенство

Отдельная страница творчества живописца - интерьеры Гатчинского дворца.

«Гатчинский дворец, замечательный памятник архитектуры и истории, серьёзно пострадал в годы Великой Отечественной войны, - продолжает Ольга Валентиновна. - Его реставрация началась только в 1976 году. Однако дворец во всем великолепии его внутреннего убранства предстаёт на акварелях художников. И главная заслуга в том, что мы отчётливо можем представить себе, как выглядела резиденция во второй половине XIX века, принадлежит Эдуарду Гау. Он создал 59 листов с видами интерьеров дворца. Эти акварели - гордость коллекции графики ГМЗ «Гатчина».

Работа акварелиста протекала неравномерно. В некоторые годы Гау удавалось создать только одну акварель или немного больше - четыре, пять. В другие работа продвигалась быстрее, и художник успевал зарисовать четырнадцать и более интерьеров дворца. В последовательности изображения помещений не было чёткой системы».

К концу 1880 года Гау удалось запечатлеть все имеющие художественное и историческое значение интерьеры дворца. Акварели художника привлекают внимание техническим совершенством, точностью и достоверностью передачи архитектуры, мебели, предметов комнатного убранства, фактуры материалов и даже позволяют составить мнение о характере обитателей этих покоев (см. фото ниже).

Фото: Public Domain/ акварели Эдуарда Гау

Акварели с видами интерьеров Гатчинского дворца были последней большой серией работ мастера. Он умер 22 декабря 1887 г. в Дерпте и погрёбен в этом же городе. К сохранившимся в различных собраниях созданным Эдуардом Петровичем работам и по сей день часто обращаются реставраторы. Эти акварели - блестящий памятник его творческого пути.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах