В этом году исполняется 210 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти замечательного художника, выдающегося мастера архитектурной акварели, «портретиста интерьеров» Эдуарда Гау.
Внимание всей императорской фамилии
«К сожалению, биография Эдуарда Петровича до сих пор мало изучена, - рассказывает искусствовед Ольга ПЕТРОВА. - Известно, что рисовать он начал в очень раннем возрасте. И сам отмечал впоследствии, что занимался «с детства живописью портретной и перспективной». Эдуард четыре года обучался в Дрезденской академии художеств, а в 1838 году подал прошение в Совет петербургской Императорской академии художеств о предоставлении ему звания свободного неклассного художника портретной живописи. Соответствующий аттестат он получил в марте 1840 года».
Сам Гау писал: «…с того времени занятия мои преимущественно состояли по части перспективной акварельной живописи, которые удостаивались всемилостивейшего внимания государя императора и всей императорской фамилии». В 1850-е годы мастер зарисовывал дворцовые интерьеры в Царском Селе, Петергофе и Зимнем дворце, а позже он создал изображения ряда помещений Большого Кремлёвского дворца в Москве, Николаевского и Михайловского дворцов в Петербурге.
В декабре 1852 года совместно с Л. Премацци и К. Ухтомским получил от императора Николая I почётный заказ на создание целой серии акварелей «внутренностей зала Нового Эрмитажа», который был построен как специальное музейное здание по проекту баварского архитектора Лео Кленце. Николай I гордился новым музеем и заказал художникам виды всех залов этого здания. За эту работу Эдуард Петрович получил от Академии художеств звание академика, а также был утверждён в чине титулярного советника.
Гатчинский дворец в архитектурных акварелях Эдуарда Гау | Фотогалерея
![Гатчинский дворец, замечательный памятник архитектуры и истории, серьёзно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Его реставрация началась только в 1976 году. Однако дворец во всем великолепии его внутреннего убранства предстаёт на акварелях художника.](https://aif-s3.aif.ru/images/012/452/5abfdef86a56542e8939228d4179e9bf.jpg)
Гатчинский дворец в архитектурных акварелях Эдуарда Гау | Фотогалерея
![Гатчинский дворец, замечательный памятник архитектуры и истории, серьёзно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Его реставрация началась только в 1976 году. Однако дворец во всем великолепии его внутреннего убранства предстаёт на акварелях художника.](https://aif-s3.aif.ru/images/012/452/5abfdef86a56542e8939228d4179e9bf.jpg)
![Гостинная императора Александра III](https://aif-s3.aif.ru/images/012/452/1b6b6ae1ea0c6b09e40966daebf39d14.jpg)
![Нижняя тронная императора Павла I](https://aif-s3.aif.ru/images/012/452/7f0b54fc3a90e8d63cf1033b15bf1729.jpg)
![Церковь Святой Троицы](https://aif-s3.aif.ru/images/012/452/59bfe62034c7a70f2c2617b00f8ce32f.jpg)
![Кабинет императрицы Марии Александровны](https://aif-s3.aif.ru/images/012/452/305c61464974a6ae2bfc923ca62295e7.jpg)
![Овальный кабинет императора Павла I](https://aif-s3.aif.ru/images/012/452/d9674db99d193265012ddf3678874343.jpg)
![Чесменская галерея](https://aif-s3.aif.ru/images/012/452/e55c7c27af80e0144e1cb888c579e8e6.jpg)
![Дубовый кабинет императрицы Александры Федоровны](https://aif-s3.aif.ru/images/012/452/c44ef6dcb8d7c25274c51e800084a941.jpg)
![Овальная комната на третьем этаже Центрального корпуса](https://aif-s3.aif.ru/images/012/452/060066e433640d8543b03abd238371e2.jpg)
Техническое совершенство
Отдельная страница творчества живописца - интерьеры Гатчинского дворца.
«Гатчинский дворец, замечательный памятник архитектуры и истории, серьёзно пострадал в годы Великой Отечественной войны, - продолжает Ольга Валентиновна. - Его реставрация началась только в 1976 году. Однако дворец во всем великолепии его внутреннего убранства предстаёт на акварелях художников. И главная заслуга в том, что мы отчётливо можем представить себе, как выглядела резиденция во второй половине XIX века, принадлежит Эдуарду Гау. Он создал 59 листов с видами интерьеров дворца. Эти акварели - гордость коллекции графики ГМЗ «Гатчина».
Работа акварелиста протекала неравномерно. В некоторые годы Гау удавалось создать только одну акварель или немного больше - четыре, пять. В другие работа продвигалась быстрее, и художник успевал зарисовать четырнадцать и более интерьеров дворца. В последовательности изображения помещений не было чёткой системы».
К концу 1880 года Гау удалось запечатлеть все имеющие художественное и историческое значение интерьеры дворца. Акварели художника привлекают внимание техническим совершенством, точностью и достоверностью передачи архитектуры, мебели, предметов комнатного убранства, фактуры материалов и даже позволяют составить мнение о характере обитателей этих покоев (см. фото ниже).
![](https://static1-repo.aif.ru/1/b9/919010/c/cb372c85146623209a31b82bde321a6a.jpg)
Акварели с видами интерьеров Гатчинского дворца были последней большой серией работ мастера. Он умер 22 декабря 1887 г. в Дерпте и погрёбен в этом же городе. К сохранившимся в различных собраниях созданным Эдуардом Петровичем работам и по сей день часто обращаются реставраторы. Эти акварели - блестящий памятник его творческого пути.