В этом году исполняется 210 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти замечательного художника, выдающегося мастера архитектурной акварели, «портретиста интерьеров» Эдуарда Гау.
Внимание всей императорской фамилии
«К сожалению, биография Эдуарда Петровича до сих пор мало изучена, - рассказывает искусствовед Ольга ПЕТРОВА. - Известно, что рисовать он начал в очень раннем возрасте. И сам отмечал впоследствии, что занимался «с детства живописью портретной и перспективной». Эдуард четыре года обучался в Дрезденской академии художеств, а в 1838 году подал прошение в Совет петербургской Императорской академии художеств о предоставлении ему звания свободного неклассного художника портретной живописи. Соответствующий аттестат он получил в марте 1840 года».
Сам Гау писал: «…с того времени занятия мои преимущественно состояли по части перспективной акварельной живописи, которые удостаивались всемилостивейшего внимания государя императора и всей императорской фамилии». В 1850-е годы мастер зарисовывал дворцовые интерьеры в Царском Селе, Петергофе и Зимнем дворце, а позже он создал изображения ряда помещений Большого Кремлёвского дворца в Москве, Николаевского и Михайловского дворцов в Петербурге.
В декабре 1852 года совместно с Л. Премацци и К. Ухтомским получил от императора Николая I почётный заказ на создание целой серии акварелей «внутренностей зала Нового Эрмитажа», который был построен как специальное музейное здание по проекту баварского архитектора Лео Кленце. Николай I гордился новым музеем и заказал художникам виды всех залов этого здания. За эту работу Эдуард Петрович получил от Академии художеств звание академика, а также был утверждён в чине титулярного советника.
Гатчинский дворец в архитектурных акварелях Эдуарда Гау | Фотогалерея

Гатчинский дворец в архитектурных акварелях Эдуарда Гау | Фотогалерея









Техническое совершенство
Отдельная страница творчества живописца - интерьеры Гатчинского дворца.
«Гатчинский дворец, замечательный памятник архитектуры и истории, серьёзно пострадал в годы Великой Отечественной войны, - продолжает Ольга Валентиновна. - Его реставрация началась только в 1976 году. Однако дворец во всем великолепии его внутреннего убранства предстаёт на акварелях художников. И главная заслуга в том, что мы отчётливо можем представить себе, как выглядела резиденция во второй половине XIX века, принадлежит Эдуарду Гау. Он создал 59 листов с видами интерьеров дворца. Эти акварели - гордость коллекции графики ГМЗ «Гатчина».
Работа акварелиста протекала неравномерно. В некоторые годы Гау удавалось создать только одну акварель или немного больше - четыре, пять. В другие работа продвигалась быстрее, и художник успевал зарисовать четырнадцать и более интерьеров дворца. В последовательности изображения помещений не было чёткой системы».
К концу 1880 года Гау удалось запечатлеть все имеющие художественное и историческое значение интерьеры дворца. Акварели художника привлекают внимание техническим совершенством, точностью и достоверностью передачи архитектуры, мебели, предметов комнатного убранства, фактуры материалов и даже позволяют составить мнение о характере обитателей этих покоев (см. фото ниже).

Акварели с видами интерьеров Гатчинского дворца были последней большой серией работ мастера. Он умер 22 декабря 1887 г. в Дерпте и погрёбен в этом же городе. К сохранившимся в различных собраниях созданным Эдуардом Петровичем работам и по сей день часто обращаются реставраторы. Эти акварели - блестящий памятник его творческого пути.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть