aif.ru counter
2393

«Орфей русской сцены» и убийца Распутина. Две любви в жизни Веры Каралли

16 ноября 1972 года на 84-м году жизни в Австрии скончалась Вера Каралли, русская балерина, которую журналисты начала XX века одаривали эпитетами «непревзойденная» и «божественная».

Вера Каралли слыла одной из самых желанных красавиц начала XX века
Вера Каралли слыла одной из самых желанных красавиц начала XX века © / Public Domain

«Если проводить аналогию с ее партией лебедя, то придется признать, что Анна Павлова на ее фоне выглядит просто миловидной чайкой», - такой приговор великой балерине вынесли журналисты, попав под очарование молодой Веры Каралли, поднимавшейся на балетный Олимп.

Юная особа с томными карими глазами слыла одной из самых желанных красавиц начала XX века. Она блистала в Большом театре, была звездой «Русского балета» Сергея Дягилева, преподавала искусство танца в Литве и Румынии, снималась в кино во Франции. Свои последние дни она провела в Австрии, в доме престарелых в курортном городке Баден. 

Каралли покинула родину после революции 1917 года и в старости очень тосковала по России. Мечтая вернуться, она написала прошение. 1 ноября 1972 года Вера Алексеевна получила долгожданный советский паспорт, которым, к сожалению, воспользоваться не успела. Через две недели, 16 ноября, Вера Каралли умерла. Ей было 83 года.

SPB.AIF.RU вспоминает яркие страницы жизни одной из известнейших балерин начала XX века и двух мужчин, повлиявших на ее судьбу.

Служебный роман

В жизни этой красавицы с греческими корнями было многое: всепоглощающая страсть к танцу, оглушительные овации, толпы поклонников и громкое жестокое преступление, взбудоражившее всю Россию и царскую семью.

После окончания театрального училища, откуда она чуть не была отчислена из-за проблем со спиной, девушка поступила в Большой театр и с головой окунулась в работу. В своих воспоминаниях она писала: «Первые годы моей работы в Большом театре я жила только тем, что с утра чуть ли не до ночи изучала и осваивала текущий репертуар. Домой я возвращалась только поесть и поспать; все остальное было из моей жизни исключено напрочь». 

Вера Каралли
Вера Каралли Фото: Commons.wikimedia.org

Она блестяще дебютировала на сцене в «Лебедином озере» и уже вскоре была задействована в других постановках. «Маленькая Каралли, подающая большие надежды», - писала о ней пресса.

Однако, несмотря на плотный график работы, первая любовь смогла прокрасться в ее жизнь. Однажды Вера решила достать для бабушки контрамарки на одну из опер, но администратор ответил отказом – вечером пел сам Леонид Собинов, лирический тенор, которого прозвали «Орфеем русской сцены», а на его выступления все билеты разбирались заранее.  В этот же вечер раздосадованная балерина у сцены столкнулась с актером в гриме и костюме, который пристально посмотрел на нее. Им оказался тот самый легендарный Собинов.

Вскоре их представили друг другу, и они стали общаться. Однажды, она рассказала ему, что ей не удалось достать контрамарки на его выступление. На следующее утро курьер доставил ей два билета с письмом, в котором было небольшое стихотворение: «Той, что всегда так радостно смеется, а сердце ей в ответ блаженно бьется!»

Л. В. Собинов в опере «Русалка», 1900-е.
Собинов в опере «Русалка», 1900-е. Фото: Public Domain

Между 36-летним Собиновым и 18-летней Каралли завязались отношения. Со временем она перебралась к нему в квартиру, где он жил вместе с двумя своими неродными сестрами. Вера полностью подчинилась укладу жизни в этом доме, ухаживала за Собиновым, делала ему горячие влажные компрессы на горло и приносила чай из свежих антоновских яблок. Она уже верила в их совместное будущее и мечтала о семейном счастье, но предложения руки и сердца от него все не поступало.

Собинов выступал в миланском театре «Ла Скала», в Монте-Карло, Мадриде, в Лондоне, Берлине, Париже.
Собинов выступал в миланском театре «Ла Скала», в Монте-Карло, Мадриде, в Лондоне, Берлине, Париже. Фото: Public Domain

Охлаждение в их отношениях совпало с триумфом Каралли на подмостках парижского театра Шатле. В Париж она приехала с «Русским театром» Сергея Дягилева, где поразила публику своим выступлением в балете «Павильон Армиды». Однако, вскоре она покинула Францию. По одной из версий, это было связано с тем, что Анна Павлова захотела сама танцевать эту партию, по другой – Вера Каралли узнала, что она находится в положении. Отец ребенка, Леонид Собинов, без радости воспринял эту новость. До этого он был женат на актрисе Марии Коржавиной и у него было два сына. Он поставил Каралли перед выбором: либо она делает аборт, и они продолжают общаться, либо расстаются, и она одна растит ребенка. Вера выбрала первое.  Годы спустя она горько жалела об этом. Ее отношения с Собиновым сошли на нет, а после сделанного аборта она больше не могла иметь детей.

Утешение Вера искала в работе. Известной балерине поступали заманчивые предложения попробовать свои силы в кинематографе. Несмотря на то, что артистам Императорского театра запрещалось играть в кино, она дала согласие.

Во время съемок фильма «Тени греха» в 1915 году Каралли узнала, что Собинов женится на Нине Мухиной, кузине будущего известного скульптора.

В их отношениях окончательно была поставлена точка.

Утешение Вера искала в работе.
Утешение Вера искала в работе. Фото: Commons.wikimedia.org

Убийца царских кровей

«Наша связь была какой-то удивительной гармонией душевного мира. С Дмитрием я была такой, какая я есть. Если бы ему что-то не понравилось, то я бы сказала «Скатертью дорога»! Вот это он во мне видел и ценил», - напишет Вера в своих дневниках о втором мужчине, который по-настоящему перевернул ее жизнь. 

С великим князем Дмитрием Павловичем, внуком Александра II и кузеном императора Николая II, она познакомилась благодаря своей подруге Нине, бывшей балерине, у которой были любовные отношения с одним из членов царской семьи. В письмах ее приятельница много рассказывала о великом князе, который хотел встретить девушку, которая полюбит его, а не его происхождение.

В день, когда должно было состояться знакомство, Вера передумала и решила остаться у себя. По ее воспоминаниям, в этот вечер в ее дверь раздался стук. Открыв дверь, она увидела на пороге великого князя. В своем дневнике она оставила запись о впечатлении от той встречи: «Весь вечер он шутил, был остр на язык, сидел браво и не сводил с меня глаз».

Они начали встречаться, несмотря на то, что Дмитрий Павлович был обручен со своей кузиной.

В 1916 году произошел переломный момент в их отношениях. По мнению ряда историков, великий князь обратился к своей любовнице с необычным предложением. Испытывая к Григорию Распутину неприязнь, граничащую с отвращением, он попросил Каралли помочь осуществить преступный замысел. По одной из версий, Вера должна была быть приманкой для «старца», имевшего огромное влияние на царскую семью.

Каралли стала одной из первых русских кинозвёзд, выпустив в 1915 году восемь картин.
Каралли стала одной из первых русских кинозвёзд, выпустив в 1915 году восемь картин. Фото: Commons.wikimedia.org

Расправа произошла в ночь на 17 декабря. В преступлении оказались замешаны великий князь Дмитрий Павлович, Феликс Юсупов и монархист Владимир Пуришкевич. О том, что произошло во дворце Юсуповых на Мойке в ночь на 17 декабря, до сих пор доподлинно неизвестно, так как участники несколько раз меняли свои показания. По словам некоторых очевидцев, во дворце в тот вечер были две женщины, одна из которых - знаменитая балерина и актриса Вера Каралли.  Однако, сообщники убийства никогда и никому не рассказали об этих женщинах.

«Наша связь была какой-то удивительной гармонией душевного мира», - писала Вера Каралли об отношениях с Великим князем.
«Наша связь была какой-то удивительной гармонией душевного мира», - писала Вера Каралли об отношениях с Великим князем. Фото: Public Domain

Принято считать, что заговорщики заманили Распутина во дворец, где угостили вином и пирогом, отравленным цианистым калием. После этого Юсупов выстрелил в Григория Распутина, но тот напал на обидчика, попытавшись задушить. После этого в «старца» злоумышленники выпустили еще несколько пуль. Тем не менее, раненный Распутин попытался скрыться от убийц, но те его поймали, связали и сбросили в Неву недалеко от Каменного острова.

События той ночи сказались на судьбах всех фигурантов дела. В творчестве Веры Каралли наступило затишье: ее перестали приглашать в кино,  запретили выступать в театре. Великий князь Дмитрий Павлович и князь Юсупов были арестованы по прямому приказу императрицы Александры Федоровны, но были освобождены после вмешательства Николая II.

Дмитрий Павлович был отправлен в Персию в отряд генерала Баратова. По мнению ряда биографов, эта ссылка спасла ему жизнь, так как вскоре в России разгорелась революция.

С Верой Каралли он смог встретиться позже в Париже, где она выступала с труппой Дягилева. Постепенно их отношения исчерпали себя. Романов уехал в США, где занялся торговлей шампанским. В 1926 году он познакомился с американской Одри Эмери, на которой женился, несмотря на разницу происхождения. Морганатический брак продлился недолго. Через два года у пары родился сын, но это не спасло их союз и вскоре они рассталась. В 1942 году великий князь умер от туберкулеза. Вера Алексеевна же пережила его почти на 30 лет.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Может ли татуировка помешать устройству на работу?
  2. Где должна храниться медкарта?
  3. Кто сколько сейчас получает в Петербурге?