Примерное время чтения: 7 минут
1059

От королевы – до деревенской старухи. Алисе Фрейндлих исполнилось 85 лет

Алисе Фрейндлих исполнилось 85 лет.
Алисе Фрейндлих исполнилось 85 лет. www.globallookpress.com

8 декабря - день рождения народной артистки РФ Алисы Фрейндлих. Ей исполнилось 85 лет.

Великая, выдающаяся - так сегодня говорят о Фрейндлих. Она лауреат 16 национальных и государственных премий, награждена орденами и медалями, удостоена многих профессиональных знаков отличия. Как же актриса, игравшая сначала эпизодические роли, считавшаяся некрасивой, поднялась до вершин мастерства? Стала звездой театра и кино? Об этом в материале SPB.AIF.RU

«Ты - мелкая, иди в театр»

Алиса родилась в Ленинграде. Ее мама хоть и проработала всю жизнь бухгалтером, любила выступать, участвовала в самодеятельности. Пришла даже учиться на драматические курсы Театра рабочей молодежи и там встретила свою судьбу - актера Бруно Фрейндлиха. Он был выходцем из немецкой семьи художников-стеклодувов, которые поселились в России еще при Петре I. Вскоре у пары появилась дочь, которую отец предложил назвать Алисой.

«Я родилась в доме на Исакиевской площади,- впоследствии вспоминала актриса.- Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь.

Еще ребенком она начала напевать песни и изображать из себя артистку, хотя атмосфера в доме в ту пору была не радостной. Родители решили развестись. Отец уехал с театром на гастроли. Впоследствии это спасет девочке и матери жизнь. Фашизм уже нацелился на Советский Союз и в стране началось преследование этнических немцев. Одних родственников отца выслали из города, других - расстреляли.

Когда началась война, Алисе исполнилось шесть лет. Она только пошла в первый класс школы № 239, как через несколько дней началась блокада Ленинграда.

«Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка, наконец, дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка, Шарлотта Фридриховна — и потому мы выжили», - вспоминала Фрейндлих.

После войны семья на некоторое время уехала в Таллин. Затем в 1948-м вернулась в Ленинград, где Алиса вновь поступила в родную школу. По счастливому стечению обстоятельств там работал театральный кружок, который вела знаменитая тогда актриса Мария Призван-Соколова. Она и научила ее азам мастерства, разглядела в маленькой худышке (рост Фрейндлих 153 см - прим.ред.) будущую звезду. Алиса и сама уже понимала, что станет актрисой, но какой – оперной или драматической? Выбор помог сделать отец, к тому моменту тоже возвратившийся в Ленинград: «Ты - мелкая, а в опере фактура нужна, иди в театр». Так девушка стала студенткой Ленинградского театрального института им.Островского.

Разглядеть «звезду»

И здесь снова удача. Курсом, где она училась, руководил прекрасный педагог Борис Зон. В 1967-м на фотографии, подаренной своей ученице он оставил надпись: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы». Дальнейшая жизнь показала, что талант Алисы Фрейндлих раскрылся во всем многообразии и полноте.

Знаковым стал ее приход в 1961-м году в театр им. Ленсовета. Именно работами на этой сцене ей удалось снискать любовь и признание зрителей. Сделал ставку на молодую актрису и главный режиссер Игорь Владимиров. Вскоре творческий союз перерос в семейный. Алиса Фрейндлих, несмотря на 16-летнюю разницу в возрасте, стала его женой. У них родилась дочь Варя. По общему признанию – этот период был одним из самых насыщенных в карьере Фрейндлих. На ней держался весь репертуар театра им. Ленсовета. А вот сотрудничество с кино все не получалось.

Переломным стал 1977-й год, когда Эльдар Рязанов пригласил артистку на роль «мымры» Калугиной. Для этого он лично приехал в Ленинград и уговорил Игоря Владимирова отпустить супругу и приму труппы. Своего Рязанов добился наполовину: жену Владимиров отпустил, а вот ведущую артистку – нет. В итоге Фрейндлих днем снималась у Рязанова, вечером садилась в поезд, утром заскакивала домой принять душ и мчалась в театр на репетицию. Потом – короткий отдых за кулисами, вечерний спектакль, ночь в поезде и новая съемка. Так – почти полгода. 

Но от актрисы требовался не только трудовой героизм. Нужно было себя изуродовать до неузнаваемости, а на это не каждая решится. Создать образ женщины, которая «вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак, и чешет на работу, как будто сваи вколачивает». Фрейндлих отважилась. Перекрасилась в темную шатенку и «живенько» зализала волосы, надела уродливую обувь и грубые несуразные очки, которые принес из дома оператор. Такие носил его пожилой отец.

Результат стоил всех потраченных усилий. Фильм имел огромный успех. Его посмотрели свыше 58 миллионов зрителей. Одной из самых любимых считает роль Калугиной сама актриса. Примечательно, что во время создания ленты проявила не только актерские, но и музыкальные способности звезды. Две песни в ее исполнении – «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» – сразу же стали хитами и до сих пор широко исполняются.

Помогала «бесприданнице»

Безоговорочно утвердили Фрейндлих и на роль королевы в экранизации «Д,Артаньян и три мушкетера». Фильм стал одним из самых популярных в 1978-м и остается таким поныне.

«Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе, – рассказывала артистка об этой работе. – Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой».

В 1979-м она сыграла в «Сталкере» Андрея Тарковского, а в 1984-м Эльдар Рязанов предложил ей роль Огудаловой в картине «Жестокий романс». Кстати, немногие знают, что, играя мать «бесприданницы», она и вне кадра много помогала исполнительнице главной роли – тогда начинающей Ларисе Гузеевой. Ведь Гузеева сама признавалась, что с Ларисой Огудаловой у нее не было ничего общего: актриса на тот момент хипповала, курила «Беломор», сквернословила и явилась на пробы в рваных джинсах. К тому же опыт несчастной любви ей был абсолютно незнаком. Эльдар Рязанов сам просил Фрейндлих и других мэтров помочь «молодой коллеге». В результате общих усилий получилась великолепная картина.

Правда, в жизни самой Алисы Бруновны тогда был непростой период. Она рассталась с мужем, режиссером Игорем Владимировым, и перешла в Большой драматический театр. Где и работает уже 36 лет. Сегодня Алиса Фрейндлих по-прежнему играет на сцене БДТ. Только в этом году специально для нее были поставлены пять спектаклей.

Радует ен и семья. Дочка Варвара – успешный человек. Внучка Аня закончила университет, недавно вышла замуж. Внук Никита Владимиров тоже связан с кино. Кстати, именно он был продюсером картины «Карп отмороженный», где его знаменитая бабушка предстала в необычном образе – деревенской бабки, которая запросто может и «послать». Впрочем, самой актрисе такая смена амплуа пришлась по душе и она не раз говорила, что снова готова к экспериментам. Каждая ен роль – событие, что еще раз подтверждает: она, всенародно любима, а это главное звание для каждого артиста.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах