Выдающаяся певица Клавдия Шульженко появилась на свет 116 лет назад – 24 марта 1906 года. Благодаря своему таланту, искренности и твердому характеру ей удалось стать для миллионов людей главной звездой отечественной эстрады. В годы Великой Отечественной солдаты говорили, что песни Шульженко им также необходимы, как оружие и снаряды.
SPB.AIF.RU рассказывает, как сложилась ее судьба.
Петь, а не играть
Весной 1906-го в Харькове в семье бухгалтера управления железной дороги появилась дочь – Клавдия Шульженко. Отец девочки всерьез увлекался музыкой. Он развлекал ребенка игрой на духовом инструменте, поскольку уже давно выступал в любительском оркестре. Шульженко очаровывал красивый грудной баритон отца – выступления неизменно приводили будущую певицу в восторг.
Затем в жизни ребенка случилась художественная самодеятельность, участие в спектаклях, которые в то время можно было поставить посреди двора. Публика набиралась из соседей. Харьковчане ставили стулья, тумбочки, а после представления кидали монетки в кружку. Деньги должны были покрывать затраты на организацию представлений. Шульженко во время этих спектаклей много танцевала и обязательно пела, мечтая стать драматической актрисой. В 17 лет она даже поступила в театр в Харькове, где в ту пору работал прославленный режиссер Николай Синельников. На прослушивании она лихо исполнила «Распрягайте, хлопцы, коней», а аккомпанировал ей заведующей музыкальной частью Исаак Дунаевский. Он впоследствии настоит на том, что Шульженко надо исполнять именно романсы.
Артистка уже начала играть небольшие роли в театре, однако родители приняли решение отдать дочь на обучение профессору Харьковской консерватории Никите Чемизову. Именно он увидел, что голос у Шульженко поставлен от природы. «Тебе нужно только развивать и совершенствовать его», – так говорил наставник своей подопечной.
В родном городе поэты писали ей ставшие знаменитыми композиции – «Кирпичики» и «Шахта № 3». Также в ее репертуаре появились «Папиросница», «Красный мак» и «На санках». В 1928 году с небольшим репертуаром она уехала покорять Ленинград – он приготовил для нее большие испытания, в том числе и войной.
В кольце блокады
В городе на Неве Шульженко с большим успехом дебютировала в концерте на День печати в Театры оперы и балета. Выступления шли одно за другим – она с легкостью вошла в светский мир Ленинграда, а после встретила одного из главных мужчин своей жизни. Певица познакомилась с талантливейшим конферансье Владимиром Коралли, который увидел потенциал своей избранницы. Он, как это принято называть сейчас, стал ее продюсером. У пары спустя пару лет после свадьбы родился сын Игорь, которого артистка обожала и всегда с большой неохотой оставляла на родителей, если нужно было отбывать на гастроли.
К 1940-му Коралли создал для Шульженко собственный джазовый оркестр. Концерты проходили во многих городах СССР. Объявление о начале Великой Отечественной застало коллектив и саму певицу на гастролях в Ереване. В тот момент сын Коралли и Шульженко был с дедушкой в Харькове. Родители срочно выехали за мальчиком, но поезд остановили прямо на подъезде в город – началась бомбардировка.
«Родители дали телеграмму, что они будут проезжать через Харьков конкретного числа. Меня привели на вокзал, чтобы отдать. Но поезд не остановился. Папа даже разбил стекло, чтобы я смог пролезть в окно. Меня к нему поднесли, но попасть внутрь я не смог», – вспоминал впоследствии сын Шульженко Игорь Кемпер.
Своего ребенка певица смогла вернуть благодаря Аркадию Райкину и его Театру миниатюр. Именно они на поезде подхватили мальчика и привезли в Ленинград. Но впереди семью ожидали тяжелые годы блокады Ленинграда. Шульженко предстояло дать более 500 концертов в осажденном городе, чтобы дать людям отвлечься хотя бы ненадолго от страшного голода и постоянных бомбежек. Выступать иногда приходилось прямо в окопах. В ту пору Шульженко выдали гимнастерку, в которой она и выходила к публике. В какой-то момент один из генералов попросил певицу сменить армейскую одежду на ее красивые концертные наряды. Офицеры и обычные солдаты хотели видеть в Шульженко отголосок мирного времени. Особенно популярной песней в ту пору был ее знаменитый «Синий платочек».
Без Фурцевой, но с Пугачевой
Певица попала в Москву в 1943 году, где чуть позднее была награждена орденом Красной Звезды. Впоследствии она получит еще много медалей и званий, в том числе народной артистки СССР, однако далеко не всему партийному руководству она была по душе. К примеру, Шульженко не разрешали заграничные гастроли. Натянутые отношения у певицы сложились с министром культуры Екатериной Фурцевой. Известен факт, что однажды Шульженко прибыла на встречу с советской чиновницей, а та в назначенный час не явилась. Тогда артистка выпалила секретарю: «Передайте министру, что она дурно воспитана». Развернулась и ушла.
Но несмотря на отношения с советским руководством, в стране популярность артистки была очень высока. Ее песни наизусть знали миллионы людей, концерты неизменно собирали аншлаги. Поклонников было много и в личной жизни Шульженко, хотя брак только один. С Коралли певица развелась в 1956 году, и расставание случилось крайне болезненным. Супруг вывез из квартиры много вещей, а комнату, принадлежавшую по закону ему, сдал другим людям. В статусе главной звезды советской сцены Шульженко оказалась в коммунальной квартире.
После развода в жизни артистки появился молодой поклонник – оператор Георгий Епифанов. Он был на 12 лет младше певицы и боготворил ее. Его покорила песня «Чилита» и прекрасный голос Шульженко. Поначалу певица неловко себя чувствовала из-за пересудов за спиной, но потом перестала обращать на это внимания. Пара была счастлива. Он бережно хранил каждое письмо, присланное Шульженко с гастролей. Этот союз впоследствии распадется из-за матери Епифанова, но чуть позднее пара все же объединится.
Несмотря на невероятную популярность и хорошие концертные заработки, Шульженко не смогла скопить состояние. Она тратила крупные суммы на духи, наряды и помощь своему сыну. Близкие подтвердили – экономить она не умела. Поэтому на пенсии Шульженко пришлось даже продавать кое-какие ценности, чтобы обеспечить себе привычный уровень жизни. Известно, что в последние годы жизни к Клавдии Ивановне часто заглядывала Алла Пугачева, которая в ходе этих визитов тайно оставляла своему кумиру деньги.
Перед смертью Шульженко долго болела. Недуг заставил ее покинуть сцену намного раньше, чем она того хотела. У артистки был склероз, однажды она просто забыла текст знаменитого «Синего платочка». Певица больше не вышла к публике, а летом 1984 года Клавдии Ивановны не стало.