2 августа в Петербурге на аллее Героев парка Победы открыли бюст академика РАН, Почётного гражданина города Игоря Спасского. Торжественная церемония прошла в день рождения Героя России и Героя социалистического труда, ему исполнилось 97 лет.
Игорь Спасский — легендарная личность. В сфере подводного кораблестроения он работает 73 года, в том числе 33 из них возглавлял крупнейшее в России конструкторское бюро морской техники. За это время было построено 187 подводных лодок. Его проекты реализованы в трёх поколениях стратегических подводных ракетоносцев. Сейчас Игорь Дмитриевич — научный руководитель ЦКБ «Рубин».
Журналисты spb.aif.ru не раз встречались с прославленным конструктором. Вот что он рассказал о себе в одном из интервью нашей газете.
Елена Данилевич, spb.aif.ru: Сейчас уже не верится, что когда-то вы были далеки от подводных лодок и хотели стать геологом. На каком повороте судьба решила по-своему?
Игорь Спасский: У меня родственник был геологом, исходил всю Сибирь, и мне очень нравились камушки, которые он привозил. Я тоже решил, что выберу эту профессию. Но жизнь складывается по случайному закону. Отец, кадровый офицер, сказал твердо: «Чтобы из тебя человек получился, надо пройти военную службу». Я много читал морских книг и ответил, что если пойду — то только моряком. И только на надводные корабли. Погибать за Родину — так под солнышком.
В 1941 году я поступил в морскую спецшколу в Москве. Потом — «Дзержинка» в Ленинграде, Черноморский флот. И вдруг приходит приказ: отправить 20 моряков в судостроительную промышленность. Как из 600 человек выпуска я попал в эту группу — до сих пор не знаю. Кто-то случайно ткнул пальцем... В Ленинграде пришел по направлению в СКБ-143 — к главному инженеру Голосовскому. «А вы чем занимаетесь?» — спрашиваю. «Проектируем подводные лодки». — «Да я в них ничего не понимаю. Я энергетик, паросиловик». — «Вот такой специалист нам и нужен». Так все и сошлось.
Проектировать... «на дурака»?
— Подводная лодка — мощнейшее оружие. В то же время это «дом» для десятков моряков. Что важнее при конструировании — люди или «железо»?
— Лодка создается для того, чтобы уничтожать противника. А значит, на первом месте боевые характеристики. Но они не должны идти в ущерб безопасности. Поэтому работа конструктора — гармония, построенная на компромиссах. Чтобы и человеку, и технике было хорошо. Они должны соответствовать друг другу. И если личный состав не обучен, не воспитан, плохо обеспечен материально — от боевой мощи мало что останется. Я, например, смотрю на проект придирчиво, заранее настроен критически. И обязательно нахожу какие-то шероховатости.
— На огромной глубине атомные установки, ракеты и человек — один на один. Хорошо, если офицеры, матросы ориентируются в сложнейшей технике, как рыба в воде. А если нет?
— В 1949 году я служил на крейсере. Знаете, как у нас принимали окончательный зачет? Тушили свет. А помещение — огромное, высота 6–7 метров. И ты должен был все операции выполнить на ощупь.
— Ещё говорят, что у конструкторов есть неписаное правило: надо проектировать «на дурака». Как это понимать?
— В том смысле, чтобы все было предельно просто и понятно. А сейчас техника стала настолько сложной, что отремонтировать ее могут только на специальных станциях. Вдобавок люди привыкли работать на кнопках. Нажал, задал режим — все. И далеко не каждый старается добросовестно изучить, как «идет» этот сигнал по проводам для исполнения команды. Чтобы избежать нештатных ситуаций, экипажи проходят подготовку на специальном оборудовании в учебных центрах. На тренировке и обучении личного состава экономить нельзя.
— Тем не менее и ваши лодки не раз попадали в аварии. Погибли «Курск», «Комсомолец»...
— Сегодня наукой установлено, что причина 80–85% катастроф — человеческий фактор. Когда случается авария, многие сразу начинают говорить: проект плохой... Но если до этого лодки плавали 20 лет без замечаний? Не закладываются ситуации, когда недоработает личный состав. Конечно, когда что-то происходит, чувство вины обостряется. «Курск» — это огромная человеческая трагедия, а его подъем — научный и технический прорыв. За год была выполнена сверхсложная операция по подъему ракетоносца. Подобную никто в мире до нас не проводил. Президенту тогда я дал личные обязательства, что все будет выполнено в срок, но под ложечкой все время посасывало.
Некоторые «бронзовеют»
— Вы не раз говорили, что являетесь сторонником единоличного правления. Даже диктатуры. Но в создание лодки заложен труд десятков тысяч людей. Как совместить роль личности и усилия целых заводов, КБ?
— Да, роль личности огромна. И есть руководители, которые считают, что они все двигают, решают. Конечно, как дирижер, генератор крупных идей такой человек незаменим. Однако оптимальные решения рождаются коллективно. И здесь очень важна динамика. Потому что через 10 лет сегодняшний вариант потеряет актуальность.
А некоторые этого не учитывают — застывают, «бронзовеют». Это уже не творцы. Творец все время должен быть недоволен. Да, хорошо сделано, но надо лучше! Человек, особенно конструктор, обязан быть очень самокритичен. Иначе будет обычная «серятина».
— Игорь Дмитриевич, а как атомные ракетоносцы сочетаются, например, с бизнес-центрами? Что заставило «Рубин» открывать и такие заведения?
— Они появились в 90-е годы, когда не стало заказов. Мы 15 лет не строили лодок! Как удержать народ, чем платить зарплату? Тогда я вспомнил мудрость, которой как-то поделились западные коллеги. Чтобы держаться на плаву, любой фирме надо стоять как минимум на трех ногах: одна ломается — на двух стоишь, а выбывшую подправляешь. Открыли в Москве и Питере рестораны, организовали «чайный дом». Такая же ситуация с бизнес-центром. Ведь это же была целая проблема. Приезжают зарубежные специалисты — гостиниц нет, кормить негде. Плюнули и решили построить все сами. Открыли и первый в стране океанариум, привезли туда тюленей, нерп. Пускай люди смотрят, любуются живой природой.
— Вы столько лет в профессии, достигли вершин. А что можно сказать новым поколениям, как им найти себя?
— Жизнь нужно наполнять содержанием, способным сделать наше будущее интереснее. Моя профессия — одна из лучших и значимых: она постоянно требует обширных и глубоких знаний, поэтому я учился, многим интересовался, в том числе выходящим за должностные рамки. Рад, что достойно и результативно прошел свой конструкторский путь.
Напомним, 2 августа в церемонии открытия бюста Игорю Спасскому участвовали губернатор Петербурга Александр Беглов, председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Георгий Полтавченко, генеральный директор Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» Игорь Вильнит.
«Установка бюста на аллее Героев — это признание заслуг академика Спасского перед страной, военным флотом и нашим городом. Благодаря таким людям, как Игорь Дмитриевич, Советский Союз выдерживал паритет в жёстком противостоянии со странами НАТО. Сегодня в России сильнейший в мире подводный флот, и в этом большая доля труда Игоря Спасского», — отметил Александр Беглов.
Бюст создан по проекту скульпторов Юлии Тутатчиковой, Бесика Соломонашвили и архитектора Евгения Григорьева. Чин освящения провел настоятель Николо-Богоявленского морского собора протоиерей Алексий Скляров.
Под руководством Игоря Спасского удалось внести значительный вклад в сохранение объектов культурного наследия Петербурга: Николо-Богоявленского Морского собора, музея-квартиры А.С.Пушкина и Литературного кафе (Вольф и Беранже). Академик Спасский руководил созданием музея-памятника «Подводная лодка «Народоволец» и памятника «Слава Российскому флоту» (открыт в 1996 году к 300-летию Российского флота). В 2002 году академик Игорь Спасский был удостоен звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».