Примерное время чтения: 9 минут
347

Ракеты и человек — один на один. Открыт бюст легендарному Игорю Спасскому

2 августа в Петербурге на аллее Героев парка Победы открыли бюст академика РАН, Почётного гражданина города Игоря Спасского. Торжественная церемония прошла в день рождения Героя России и Героя социалистического труда, ему исполнилось 97 лет.

Игорь Спасский — легендарная личность. В сфере подводного кораблестроения он работает 73 года, в том числе 33 из них возглавлял крупнейшее в России конструкторское бюро морской техники. За это время было построено 187 подводных лодок. Его проекты реализованы в трёх поколениях стратегических подводных ракетоносцев.  Сейчас Игорь Дмитриевич — научный руководитель ЦКБ «Рубин».

Фото: Пресс-служба администрации Санкт-Петербурга

Журналисты spb.aif.ru не раз встречались с прославленным конструктором. Вот что он рассказал о себе в одном из интервью нашей газете.

Елена Данилевич, spb.aif.ru:  Сейчас уже не верится, что когда-то вы были далеки от подводных лодок и хотели стать геологом. На каком повороте судьба решила по-своему?

Игорь Спасский: У меня родственник был геологом, исходил всю Сибирь, и мне очень нравились камушки, которые он привозил. Я тоже решил, что выберу эту профессию. Но жизнь складывается по случайному закону. Отец, кадровый офицер, сказал твердо: «Чтобы из тебя человек получился, надо пройти военную службу». Я много читал морских книг и ответил, что если пойду — то только моряком. И только на надводные корабли. Погибать за Родину — так под солнышком.

В 1941 году я поступил в морскую спецшколу в Москве. Потом — «Дзержинка» в Ленинграде, Черноморский флот. И вдруг приходит приказ: отправить 20 моряков в судостроительную промышленность. Как из 600 человек выпуска я попал в эту группу — до сих пор не знаю. Кто-то случайно ткнул пальцем... В Ленинграде пришел по направлению в СКБ-143 — к главному инженеру Голосовскому. «А вы чем занимаетесь?» — спрашиваю. «Проектируем подводные лодки». — «Да я в них ничего не понимаю. Я энергетик, паросиловик». — «Вот такой специалист нам и нужен». Так все и сошлось.

Проектировать... «на дурака»?

— Подводная лодка — мощнейшее оружие. В то же время это «дом» для десятков моряков. Что важнее при конструировании — люди или «железо»?

— Лодка создается для того, чтобы уничтожать противника. А значит, на первом месте боевые характеристики. Но они не должны идти в ущерб безопасности. Поэтому работа конструктора — гармония, построенная на компромиссах. Чтобы и человеку, и технике было хорошо. Они должны соответствовать друг другу. И если личный состав не обучен, не воспитан, плохо обеспечен материально — от боевой мощи мало что останется. Я, например, смотрю на проект придирчиво, заранее настроен критически. И обязательно нахожу какие-то шероховатости.

— На огромной глубине атомные установки, ракеты и человек — один на один. Хорошо, если офицеры, матросы ориентируются в сложнейшей технике, как рыба в воде. А если нет?

— В 1949 году я служил на крейсере. Знаете, как у нас принимали окончательный зачет? Тушили свет. А помещение — огромное, высота 6–7 метров. И ты должен был все операции выполнить на ощупь.

— Ещё говорят, что у конструкторов есть неписаное правило: надо проектировать «на дурака». Как это понимать?

— В том смысле, чтобы все было предельно просто и понятно. А сейчас техника стала настолько сложной, что отремонтировать ее могут только на специальных станциях. Вдобавок люди привыкли работать на кнопках. Нажал, задал режим — все. И далеко не каждый старается добросовестно изучить, как «идет» этот сигнал по проводам для исполнения команды. Чтобы избежать нештатных ситуаций, экипажи проходят подготовку на специальном оборудовании в учебных центрах. На тренировке и обучении личного состава экономить нельзя.

— Тем не менее и ваши лодки не раз попадали в аварии. Погибли «Курск», «Комсомолец»...

— Сегодня наукой установлено, что причина 80–85% катастроф — человеческий фактор. Когда случается авария, многие сразу начинают говорить: проект плохой... Но если до этого лодки плавали 20 лет без замечаний? Не закладываются ситуации, когда недоработает личный состав. Конечно, когда что-то происходит, чувство вины обостряется. «Курск» — это огромная человеческая трагедия, а его подъем — научный и технический прорыв. За год была выполнена сверхсложная операция по подъему ракетоносца. Подобную никто в мире до нас не проводил. Президенту тогда я дал личные обязательства, что все будет выполнено в срок, но под ложечкой все время посасывало.

Некоторые «бронзовеют»

— Вы не раз говорили, что являетесь сторонником единоличного правления. Даже диктатуры. Но в создание лодки заложен труд десятков тысяч людей. Как совместить роль личности и усилия целых заводов, КБ?

— Да, роль личности огромна. И есть руководители, которые считают, что они все двигают, решают. Конечно, как дирижер, генератор крупных идей такой человек незаменим. Однако оптимальные решения рождаются коллективно. И здесь очень важна динамика. Потому что через 10 лет сегодняшний вариант потеряет актуальность.

А некоторые этого не учитывают — застывают, «бронзовеют». Это уже не творцы. Творец все время должен быть недоволен. Да, хорошо сделано, но надо лучше! Человек, особенно конструктор, обязан быть очень самокритичен. Иначе будет обычная «серятина».

— Игорь Дмитриевич, а как атомные ракетоносцы сочетаются, например, с бизнес-центрами? Что заставило «Рубин» открывать и такие заведения?

— Они появились в 90-е годы, когда не стало заказов. Мы 15 лет не строили лодок! Как удержать народ, чем платить зарплату? Тогда я вспомнил мудрость, которой как-то поделились западные коллеги. Чтобы держаться на плаву, любой фирме надо стоять как минимум на трех ногах: одна ломается — на двух стоишь, а выбывшую подправляешь. Открыли в Москве и Питере рестораны, организовали «чайный дом». Такая же ситуация с бизнес-центром. Ведь это же была целая проблема. Приезжают зарубежные специалисты — гостиниц нет, кормить негде. Плюнули и решили построить все сами. Открыли и первый в стране океанариум, привезли туда тюленей, нерп. Пускай люди смотрят, любуются живой природой.

— Вы столько лет в профессии, достигли вершин. А что можно сказать новым поколениям, как им найти себя?

— Жизнь нужно наполнять содержанием, способным сделать наше будущее интереснее. Моя профессия — одна из лучших и значимых: она постоянно требует обширных и глубоких знаний, поэтому я учился, многим интересовался, в том числе выходящим за должностные рамки. Рад, что достойно и результативно прошел свой конструкторский путь.

Напомним, 2 августа в церемонии открытия бюста Игорю Спасскому участвовали губернатор Петербурга Александр Беглов, председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Георгий Полтавченко, генеральный директор Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» Игорь Вильнит.

Фото: Пресс-служба администрации Санкт-Петербурга

«Установка бюста на аллее Героев — это признание заслуг академика Спасского перед страной, военным флотом и нашим городом. Благодаря таким людям, как Игорь Дмитриевич, Советский Союз выдерживал паритет в жёстком противостоянии со странами НАТО. Сегодня в России сильнейший в мире подводный флот, и в этом большая доля труда Игоря Спасского», — отметил Александр Беглов.

Бюст создан по проекту скульпторов Юлии Тутатчиковой, Бесика Соломонашвили и архитектора Евгения Григорьева. Чин освящения провел настоятель Николо-Богоявленского морского собора протоиерей Алексий Скляров.

Под руководством Игоря Спасского удалось внести значительный вклад в сохранение объектов культурного наследия Петербурга: Николо-Богоявленского Морского собора, музея-квартиры А.С.Пушкина и Литературного кафе (Вольф и Беранже). Академик Спасский руководил созданием музея-памятника «Подводная лодка «Народоволец» и памятника «Слава Российскому флоту» (открыт в 1996 году к 300-летию Российского флота). В 2002 году академик Игорь Спасский был удостоен звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах