Российский этнографический музей уникален: здесь представлены выдающиеся коллекции, характеризующие жизнь многочисленных этносов России и Евразии.
Как на протяжении более ста лет создается этот «портрет страны»? Что сегодня собирает, изучает и показывает главный этнографический музей России? Об этом spb.aif.ru рассказала его директор Юлия Купина.
Собранные «в поле»
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Юлия Аркадьевна, несмотря на то, что возглавляемому вами музею 120 лет, не каждый ответит, что такое этнография. О чем же могут узнать посетители, которые придут в залы? Что изучают этнографы?
Юлия Купина: С одной стороны, посетители могут узнать о простых и близких большинству вещах: как люди трудились, строили и обустраивали свое жилье; как одевались, во что верили, как воспитывали детей и какие ценности и традиции передавали из поколения в поколение. С другой – каждый народ имеет неповторимый облик, национальный колорит, свойственный только ему. Культурное своеобразие народов, их взаимосвязи, общность и изучают этнографы.
Все предметы на наших экспозициях подлинные, полученные «в поле», из первых рук. Соответственно коллекции музея – это единый комплекс собраний, архивных материалов, книжных памятников и фотодокументов. Такой ресурс позволяет фиксировать и изучать состояние народной культуры, а также те изменения, которые она переживала. Сегодня этнографы работают, в том числе, в киберпространстве, а «полем» может стать любая ситуация. Даже наше интервью может быть исследовано специалистами с точки зрения коммуникации, передачи информации, этики и правил беседы и т. д.
– РЭМ – крупнейший этнографический музей Европы. В его залах представлены 158 народов России, начиная с XVIII века. Но как показать всех так, чтобы никто не обиделся?
– Мы не стремимся равномерно представить все этносы. Большинство экспозиций музея посвящены отдельным большим регионам. Но временные выставки, конечно, могут рассказывать о различных народах или каких-то аспектах культуры. В целом у нас свыше 500 тысяч единиц хранения, однако авторитет и масштаб музея определяется не только количеством и объемом. Важно, насколько эти фонды изучены, уровень экспертизы сотрудников и компетентности партнеров, степень доступности экспозиции и различных программ.
Наши ученые, хранители, эксперты активно взаимодействуют с носителями культуры и аудиторий, а сотрудники и сегодня работают в различных регионах России и странах СНГ. Для этнографии это имеет особое значение, потому что нельзя изучать наследие народов без участия самих народов. Так, на протяжении десятилетий формируются обширные коллекции, отражающие самые разные стороны жизни многочисленных народов России: хозяйственные занятия, ремесла, повседневный уклад, традиции и обряды, религиозные верования и мифологию.
«Мы – русские»
– Недавно с успехом прошли дни Российского этнографического музея на Сахалине, где большой популярностью пользовалась выставка «Мы – русские. Локальные группы русского народа». А что можно сказать о русских, что их отличает? Хотелось бы разобраться, особенно в свете последних событий.
– Эта тема обсуждается на протяжении нескольких столетий. Ранее ученые считали, что русские – это несколько народов, живущих на юге и севере. Сегодня мы говорим, что это единый восточнославянский народ, многочисленный и широко расселенный. В наших собраниях представлены культуры малых локальных групп русских: камчадалы и марковцы, поморы и пискари, сицкари, теблешане, мещера, полехи, каменщики и «поляки». Да, этническая принадлежность, родство по крови много значат, но единство народа формируется за счет самосознания, понимания общей истории и жизненно важных ценностей. И главную роль играют языковое и историческое единство.
Значение русской культуры как базовой, обозначающей принадлежность к государству, пласту цивилизации, имеет для людей огромное значение. Часто можно услышать: «Мы – русские. Мы – россияне». Эти формулировки не случайно используются как аналоги, потому что в них – этнокультурная основа российской государственности. Во время больших перемен всегда обостряются этнические вопросы. И здесь очень важна профессиональная и деликатная оценка этнического самосознания каждого человека и народов.
– Вы сказали, что этнографы исследуют повседневность и быт. Но как раз они постоянно меняются. Так в чем ценность их изучения в масштабах страны, эпохи?
– Вы правы: повседневность – очень динамична, ускользает и требует пристального наблюдения. Для этнографии – это традиционный объект изучения, ведь именно простые, казалось бы, предметы содержат потрясающе интересную информацию. Кроме того, в этнографии понятие шедевра особое. Часто как раз в типовых, широко распространенных предметах отражены базовые смыслы и достижения человечества. Иголку, нитку, топорище надо было изобрести, не говоря о колесе, порохе, письменности. Это крупнейшие технологические и интеллектуальные открытия, которые работают уже тысячи лет. Будут ли так долго в ходу «прорывы» наших дней, которые мы сегодня считаем передовыми?
С моей точки зрения, этнографы часто работают, как следователи. Они вынимают из предмета информацию и на этой основе не только реконструируют прошлое, но и умеют создавать будущее.
Что нас объединяет?
– В представлении большинства этнография – наука о прошлом. Как она стала мостиком в завтрашний день?
– Традиции передаются через тысячелетия и столетия. И если мы знаем, как люди строят отношения с чужаками или внутри семьи, как принимают решения, почему возникают конфликты и как люди договариваются, мы сможем прогнозировать серьезные процессы. Более того, сегодня без этнографии дать рекомендации, как строить уважительные устойчивые взаимоотношения в многонациональной России, сложно, практически – невозможно. Посмотрите, дети учатся в многонациональных школах, растет число смешанных браков, люди работают в интернациональных коллективах и активно передвигаются. Возрастает потребность межэтнического общения. Поэтому так высоко значение этнографического просвещения для нашей страны. И музеи здесь играют ключевую роль.
– Как же музеи могут помочь, скажем, наладить отношения в школьном классе или «пестром» по национальному составу офисе?
– Чтобы донести эти знания, наши специалисты ведут программы дополнительного образования в институтах, университетах, занимаются переподготовкой учителей. Сейчас мы принимаем активное участие в разработке Всероссийского туристического маршрута по местам бытования народных традиций, промыслов и ремесел «Многоликая Россия». Одна из целей – заинтересовать народной культурой детей, подрастающее поколение. Участники проекта будут путешествовать по России и в том числе посещать наш музей. В целом молодежная аудитория – одна из самых противоречивых, сложных и одновременно творческих. Работа с ней – определенный вызов, и мы его принимаем.
– 2022 год для вашего музея юбилейный. В числе знаковых проектов заявлена и необычная тема «Новый человек – между утопией и традицией». О чем пойдет речь?
– Посмотрим, как советское государство старалось изменить быт людей. В то время пошли по пути отрицания традиций. Уклад, верования, формировавшиеся столетиями, отправили в архив. Существовала даже концепция: «Новый быт – новый человек». Она касалась раскрепощения женщин, перехода на оседлый образ жизни, создания нового пула героев – космонавтов, спортсменов и т. д. Мы расскажем, с чем хотели расстаться и как мечтали построить новый мир. Все это этнографы фиксировали, и у нас сохранились интереснейшие материалы.
Также готовим разноплановые выставки. Недавно открыли экспозицию, посвященную 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. До декабря можно будут полюбоваться «Собранием русской старины Натальи Шабельской». Посетители увидят редкие предметы русской культуры, отличающиеся высоким мастерством исполнения. Откроется фестиваль «Созвездие культур». А Якутия, которая празднует 100-летие вхождения в состав советского государства, представляла на площадке нашего музея коллекции и программы Кочевого музея.
Нам важно понять: регионы России многонациональны и ощущают это как свое преимущество. Что важно, потому что в 1990-х, например, все народы занимались возрождением собственных традиций. Сейчас – новый виток, когда имеют значение не просто особенности культуры конкретных народов, но и то, что объединяет. И задача Российского этнографического музея показать и отличие каждого этноса, и то общее, что позволяет жить вместе. Наш музей каждый день отвечает на вопрос, почему все народы разные, но вместе мы – едины.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.