Известный российский режиссер Александр Рогожкин, подаривший стране один из лучших циклов комедий 1990-х, появился на свет в Ленинграде 3 октября 1949 года, а ушёл из жизни 23 октября 2021 года.
Постановщик, открывший российскому зрителю прекрасных актеров Виктора Бычкова, Вилле Хаапасало и Андрея Краско, зачастую выступал еще и сценаристом своих картин. Именно он создал тексты, на основе которых снимались «Особенности национальной охоты», а также военные драмы «Кукушка» и «Блокпост».
SPB.AIF.RU вспомнил пять лучших картин народного артиста России Александра Рогожкина.
«Караул» (1990)
В 1990-х годах, когда прокатная индустрия фильмов в России была в крайне плачевном состоянии, режиссер снял картину «Караул». Она рассказывает о дедовщине в армии. Существует версия, что в основу сценария легло реальное уголовное дело Сакалаускаса, когда молодой солдат в поезде для перевозки зеков расстрелял пытавшихся изнасиловать его охранников.
Сам Рогожкин отрицал связь своего фильма с происшествием в следовавшем в 1987 году в Ленинград составе.
Один из самых мрачных фильмов в копилке режиссера впоследствии зрители оценили достаточно высоко. Отмечена картина была и на Берлинском кинофестивале 1990 года. Там «Караул» наградили призом ФИПРЕССИ и премией Альфреда Бауэра. Внутри страны фильм вызвал широкий общественный резонанс.

«Особенности национальной охоты» (1995)
После «Караула» Рогожкин по своему сценарию создал фантастическую киноленту «Третья планета», а затем по мотивам повести Владимира Зазубрина «Щепка» снял драму «Чекист».
К 1995 году режиссер решил взяться за комедию «Особенности национальной охоты». Картина неожиданно оказалась необычайно популярной, а актеры, сыгравшие в ней, полюбились зрителям в то время не меньше артистов, поучаствовавших в культовых лентах Леонида Гайдая.
За «Особенностями национальной охоты» последовали многочисленные продолжения: та же компания персонажей справляла Новый год, ходила на подводной лодке на рыбалку, а затем вновь возвращалась на охоту в зимний период.
Впрочем, прошло немного времени, и зритель уже успел пересмотреть свое отношение к изрядно выпивающим в фильмах героям Александра Булдакова, Вилле Хаапасало и Виктора Бычкова. Культовыми персонажами они так и не стали, но до сих пор вызывают добрую улыбку у ностальгирующего по российским картинам 1990-х любителя кинематографа.

«Блокпост» (1998)
За военную драму о российском отряде на Северном Кавказе Александр Рогожкин взял приз за лучшую режиссуру на международном фестивале в Карловых Варах, а также премию «Серебряный дельфин». Сам фильм получил Гран-при открытого фестиваля в Сочи.
Картина вышла очень тяжелой. Одну из ключевых ролей прапорщика Ильича в ней получил достаточно долго не признававшийся кинематографом Андрей Краско. Именно здесь он сумел предъявить в полной мере свой талант драматического артиста.
Рогожкин же доступно доносит через картину простую мысль о том, что война – самое страшное в жизни. То, что несет разрушение, разлуку и смерть.

«Убойная сила» (2000)
В начале нулевых постановщик поработал одним из режиссеров безумно популярного сериала о жизни сотрудников уголовного розыска. «Убойная сила» родилась из выстрелившего проекта «Улицы разбитых фонарей». Сериал видоизменился и переехал на «Первый канал», однако замысел был сходным.
Изначально снимались пилотные серии с Сергеем Селиным, Алексеем Ниловым, Михаилом Трухиным и Александром Половцевым, но позднее центральными персонажами стали герои Константина Хабенского и Сергея Федорцова. Любопытно, что в 2000 году сложилась такая ситуация, что основные персонажи «Улиц» появлялись в одно и то же время сразу на двух каналах.
Рогожкин же смело занес себе в актив режиссерскую работу над еще одним проектом, получившим всенародную любовь.

«Кукушка» (2002)
По-настоящему титулованной картиной Рогожкина стала военная драма с участием все тех же участников «Особенностей национальной охоты» Хаапасало и Бычкова, на основе противостояния героев которых и разворачивается основной сюжет. «Кукушка», помимо многочисленных призов внутри страны, собрала награды в Сан-Франциско, французском Онфлере и на португальском кинофестивале в Трое.
В картине дебютировала Анни-Кристина Юусо – представительница народности саами. До «Кукушки» она работала на финском радио и русского языка вовсе не знала. Бычкову же, которого узнавали лишь в образе Кузьмича из «Особенностей», пришлось поправиться аж на 20 кг – так у зрителя не возникало сравнения с любимым героем.

Несмотря на россыпь наград и бюджет на создание в 4 миллиона долларов, фильм окупиться в прокате не сумел. В России картина собрала лишь 311 тысяч долларов. «Кукушку» смогли широко оценить позднее, а сегодня она является одним из лучших фильмов отечественного кинематографа.
От графа Невзорова до «Антибиотика». Пять известных ролей Льва Борисова
Признак опера. Пять главных киноролей Евгения Ганелина
От корреспондента до Понтия Пилата. Лучшие фильмы актера Кирилла Лаврова
«Женитьба забальзамированного». Пять ярких ролей Георгия Вицина
«Беги, дядь Мить!». Пять лучших киноролей актера Сергея Юрского