4439

«Себя как в зеркале я вижу». 5 знаменитых картин Ореста Кипренского

Орест Адамович Кипренский. Автопортрет.
Орест Адамович Кипренский. Автопортрет. Commons.wikimedia.org

Прославленный русский художник Орест Адамович Кипренский появился на свет 234 года назад. Его первый крик услышали 24 марта 1782 года  в деревне Нежново близ Копорья под Петербургом.

Выпускник Академии художеств подарил отечественной и мировой культуре несколько десятков работ, попутно увековечив в них известнейших людей XIX века.

SPB.AIF.RU вспомнил пять знаменитых портретов, созданных рукой Ореста Кипренского.

Портрет А.К.Швальбе

Год создания: 1804

Галерея: Государственный Русский Музей (Санкт-Петербург)

Одну из самых известных своих картин Кипренский написал в 1804 году. Работа вызвала небывалый ажиотаж у европейских специалистов, которые обвиняли мастера в плагиате.

Художник был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова, владевшего имением близ Копорья Ораниенбаумского уезда, и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. От крепостной зависимости Орест был освобожден с рождения. Жить и воспитываться ему пришлось в семье Адама Швальбе, от которого портретист и унаследовал отчество. Фамилию юному мастеру присвоили при поступлении в училище при Академии художеств позднее.

Именно отчима, являвшегося крепостным у Дьяконова, Кипренский попросил позировать для картины, получившей всемирную известность. Орест очень точно передал напряжение чувств, захвативших его модель. Здесь мастер сочетал глубокие коричневые и золотистые тона. Характер освещения явно указывает на увлечение Кипренским творчества Рембрандта. Последнему европейские специалисты XIX века вначале и приписали авторство полотна, однако в дальнейшем пожалели о своих скорых выводах и были вынуждены признать гений русского мастера.

Сам Кипренский гордился портретом Швальбе, считая её одной из лучших своих работ.

Портрет отчим художника Адама Карловича Швальбе. 1804.
Портрет отчима художника Адама Карловича Швальбе. 1804. Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова

Год создания: 1809

Галерея: Государственный Русский Музей (Санкт-Петербург)

В облике гусара Давыдова Кипренский особенно ярко выразил обобщенный образ героя своего времени. На фоне предгрозового пейзажа почти в полный рост мастер изобразил молодого полковника. Задумчивый мечтатель у Кипренского - рыцарь долга и чести.

Давыдов действительно проявил героизм в войнах. Он участвовал в кампании 1807 года, в Отечественную войну командовал лейб-гвардии Гусарским полком. Тогда он был тяжело ранен картечью в левую руку, но затем сражался при Люцерне и при Кульме и стал генерал-майором и шефом Лубенского гусарского полка.

Битва под Лейпцигом могла закончиться смертью для героя картины Кипренского. Осколок гранаты попал ему в правую ногу, а ядром гусар был контужен в голову. Давыдов остался в строю и в тот же день лишился кисти правой руки и левой ноги. В дальнейшем герой войн с Наполеоном был отмечен особым пенсионом российским императором Александром I.

Однако Евграф Владимирович Давыдов остался в памяти соотечественников именно по портрету Кипренского. Долгое время считалось, что на холсте изображен дальний родственник лейб-гусарского полковника – знаменитый партизан, участник Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов. Ошибка произошла в связи с неправильной расшифровкой подписи автора к портрету.

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова. 1809.
Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова. 1809. Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет В.А. Жуковского

Год создания: 1816

Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Кипренский увековечил в своей работе поэта Василия Жуковского. Художник использовал здесь теплые, красноватые тона, дав их через энергичное сопоставление света и тени. Лицо одного из самых популярных поэтов начала XIX века художник оттенил грозовыми сине-серыми тучами и сумрачным пейзажем, разместив вдали мрачные развалины замка.

Этот портрет был написан Кипренским по заказу министра народного просвещения Сергея Уварова, в то время являвшегося попечителем Петербургского учебного округа. Согласно одной из версий, по желанию чиновника работа была приостановлена, а затем и вовсе не закончена. По другой – портрет был не завершен, поскольку Кипренский хотел быстрее уехать в качестве пенсионера Академии художеств в Италию. С этой страной мастер в дальнейшем прочно связал свою жизнь. Тем не менее, творение Кипренского имело большой успех и демонстрировалась на академических выставках.

Известно, что близкий друг Александра Пушкина Василий Жуковский встречался с Орестом Кипренскими в Москве и Петербурге, в частности в доме Сергея Уварова. В дальнейшем поэт посещал художника, когда тот уже жил в Риме.

Молодой Жуковский на картине Кипренского. 1816.
Молодой Жуковский на картине Кипренского. 1816. Фото: Commons.wikimedia.org

Бедная Лиза

Год создания: 1827

Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Этот портрет Кипренский не списывал с реального человека. Картина была создана на сюжет повести Карамзина «Бедная Лиза», которую публика встретила с восторгом. Мастер взял за основу трагическую историю юной девушки из поселян, соблазненную дворянином.

Сочетание розового и белого в одежде героини здесь означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее руке – нежную искреннюю любовь.

Не исключено, что при создании «Бедной Лизы» Орест Кипренский мог держать в голове и историю, произошедшую с его собственной матерью, которая родила ребёнка после связи с помещиком.

Повесть Карамзина легла в основу произведения. 1827.
Повесть Карамзина легла в основу произведения. 1827. Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет А.С.Пушкина

Год создания: 1827

Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Поэт Антон Дельвиг заказал Кипренскому портрет своего друга – Александра Пушкина. Эта работа художника стала самым популярным творением мастера, хотя и вызвало споры после создания. Портрет Пушкина, помещенный в учебники по литературе, со временем был растиражирован и попал в каждую школу страны.

На полотне Кипренский представил поэта по пояс с повёрнутой налево головой и скрещенным на груди руками. При этом Пушкин одет очень модно. Шотландским пледом художник обозначил связь поэта с Байроном. В глубине изображена статуя Музы с лирой.

Знаменитый портрет Александра Пушкина.
Знаменитый портрет Александра Пушкина. Фото: Commons.wikimedia.org

Пушкин, который был недоволен почти всеми своими портретами, в этот раз выразил восторг. Он даже посвятил Кипренскому стихи:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед на век от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу, 
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья верных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

После смерти Антона Дельвига Пушкин купил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина в доме Волконской на Мойке работа Кипренского висела на видном месте. После смерти поэта картина хранилась у супруги поэта, а от неё перешла к сыну Александру. Сегодня оригинал выставлен в Государственной Третьяковской галерее.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах