Один из известнейших акварелистов Петербурга Василий Семёнович Садовников ушел из жизни 137 лет назад – 10 марта 1879 года. Талантливый художник, которому пришлось самостоятельно развивать свой талант, всю жизнь работал над тем, чтобы как можно подробнее изобразить город на Неве.
SPB.AIF.RU рассказывает, как сложилась судьба Василия Садовникова, вышедшего из крепостных крестьян и завоевавшего своими картинами всероссийскую славу.
Вольная в 38 лет
Будущий художник появился на свет в Петербурге в 1800 году. Его мать и отец были крепостными княгини Натальи Голицыной, с которой Александр Пушкин списал старую графиню в «Пиковой даме». Василий Садовников в числе домашней челяди проживал в княжеском доме в городе на Неве. У художника был старший брат Пётр. Его отдали ещё в юном возрасте на обучение известному архитектору. Пётр Садовников в итоге стал академиком архитектуры, и, невольно, оказывал определённое влияние и на брата. С ранних лет у Василия Семёновича проявились большие способности к рисованию. При помощи рисунков он, пристально наблюдая за городом, пытался самостоятельно воспроизводить наиболее интересные для себя детали Петербурга.
В период с 1823 по 1827 годы Императорское общество поощрения художеств занималось, в том числе, изданием литографированных городских видов и окрестностей. В ту пору многим крепостным, не обделённым талантом, оказывалась поддержка. Общество предлагало оплачиваемые работы по раскрашиванию видов Санкт-Петербурга. Садовников принял участие в труде, что впоследствии для него самого имело большое значение.
Вышло так, что во время выполнения программной работы на звание художника Академии художеств в 1837 году перспективный класс для вольноприходящих возглавлял Максим Никифорович Воробьев, руководивший работами по раскрашиванию литографий. Тогда Садовников показал своё мастерство и завязал с наставником близкое знакомство.
Крепостным же Василий Семёнович оставался вплоть до конца 1830-х годов, имея статус известного художника. Вольная была получена после смерти Голицыной. К тому моменту Садовникову было уже 38 лет.
Рисуя город
Василий Семёнович посвятил большую часть своего творчества изображению Петербурга. Эта тема была для него самой любимой. Уже в ранних произведениях Садовников показывал столицу, какой она была во времена Пушкина и Гоголя.
До настоящего момента сохранились работы художника «Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал», «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади».
Самой же известной картиной Садовникова является «Панорама Невского проспекта, представленная в 1830 году. В истории искусства она осталась под другим названием – «Панорама Садовникова». Мастер исполнил картину 16-метровой длины в акварели. Уже затем её перевели на литографский камень. Современники восхищались тем, как точно Садовников передал главную улицу города. В целом, несмотря на то, что в русском искусстве XIX века отмечена принадлежность картин художника к стилям как жанровой живописи, так и видовой в равной степени, известность он заслужил именно как мастер точного воспроизведения архитектуры и интерьеров зданий Петербурга.
На протяжении всей жизни творческая манера исполнения Садовникова менялась. Свои самые удачные акварели он выполнили ещё в 1840-х годах, а уже к концу следующего десятилетия работал иначе – без ювелирной проработки мельчайших деталей. При этом рисунок Василия Семёновича стал излишне открытым, а манера исполнения цветовой гаммы смелее и активнее.
Последней работой мастера в 1873 году стал «Тамбов», на котором изображен интерьер крестьянской избы XVIII века.
Многие картины Садовникова Василия Семеновича в настоящее время хранятся в Картинной галерее Эрмитажа, несколько произведений выставлено в Музее Академии художеств и в других музеях страны. Мастера, самостоятельно выучившегося ремеслу, принесшему ему славу и признание даже в приближенных к царскому престолу кругах, не стало весной 1879 году. Садовников не смог справиться с недугом в силу возраста. Его похоронили на Митрофаньевском кладбище, однако до наших дней могила акварелиста не сохранилась.