Примерное время чтения: 4 минуты
2934

Свобода или «одичание». Ирина Купченко о педагогах, возрасте и уважении

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты - Петербург 19/08/2015

История не нужна?

- Ирина Петровна, вы ведь уже играли учительницу, это было в советском фильме «Чужие письма». В чём вы видите связь героинь таких разных эпох в истории нашей страны? 

Ирина Купченко: - Связь разве что в профессии. В советское время роль педагога заключалась не только в передаче знаний, но и в воспитании. Так, собственно, было всегда, однако в наше время отношение общества к преподавателю изменилось. А соответственно - и отношение школьников. Если на Востоке до сих пор учитель - главный человек после Бога и родителей, то у нас, как говорит моя героиня, он стал «менеджером по предоставлению знаний». При этом фильм больше о самих ребятах, их проблемах. В подростковом возрасте формируется личность и так трудно разобраться в жизненных ценностях.

В картине мы снимали класс из 18 человек. Герои считают самым интересным и важным - «залипнуть в Интернете» или «пойти тусить». А вот история родной страны - этот предмет преподаёт моя героиня Алла Николаевна - представляется абсолютно ненужной. Происходит немало драматических событий, прежде чем дети убеждаются в обратном.

Мы специально выбрали местом действия провинциальную школу в городе Королёв Московской области, чтобы показать, как широко распространился процесс современного «одичания».

Кстати, фильм преподнёс фантастическую историю. Одну из главных ролей, полковника Кадышева, играет Андрей Мерзликин. Так вот он учился в той самой школе! И по сюжету моя героиня говорит Кадышеву: «Оказывается, и из хулиганов вырастают хорошие люди». И Андрей, по его признанию, был хулиганом, единственный из всего класса имел по поведению «неуд». А через 32 года вернулся в школу состоявшимся человеком, известным артистом.

Жизнь без законов

- «Училка» - человек пожилой. Вас не смутило, что гримёры безжалостно состарили лицо?

- Так и ставилась задача. Да я и сама уже в таком возрасте, что предлагают играть мам и бабушек. Это естественно и нормально, жаль только, что у большинства героинь нет собственных историй, это персонажи вспомогательные. А вот с Аллой Николаевной повезло, у неё такая история есть.

Я вообще из везучих, снималась у замечательных режиссёров, роли были интересные, так что на актёрскую судьбу не жалуюсь.

- А в вашей жизни был такой учитель, как Алла Николаевна?

- Могу сказать одно: учитель был для нас авторитетом. Мы могли кого-то не любить, но при этом уважали, слушались, побаивались. А сейчас посмотрите - учителей бьют, унижают, презирают. И ведь это произошло не потому, что дети плохие, они - продукт времени. 

- В советское время учителей, действительно, побаивались. А в перестройку именно это поставили школе в вину и отмели «авторитарность» полностью.

- Да, решили, что дети - свободны. Но какое же может быть понимание свободы у подростка? Даже взрослые не всегда осознают, что свобода каждого человека заканчивается там, где начинается территория другого. У нас отменена и официальная цензура, но внутренняя-то должна быть. Эти законы ещё на скрижалях записаны: что можно делать, а что нельзя. А если никаких законов нет, как жить?

- Ваш фильм может помочь обществу улучшиться?

- Мы показали картину не только в Выборге, но и в Финляндии, в городе Котка, который поддерживает тесные связи с фестивалем. Финский зритель принял тепло. Но увидят ли картину в России: возьмут ли её прокатчики, пойдёт ли публика? Она уже сформирована телевидением, всем, что называется «экшн» - действием, быстрой сменой картинки. Воспримут ли люди более медленное повествование, то, над чем надо думать?

С другой стороны, мы ведь по-настоящему не знаем зрителя, сами себя не знаем. Когда вышел фильм «Остров», я была уверена, что эту замечательную картину в кинотеатрах смотреть не будут. А народ пошёл!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах