«В России, в БДТ, есть один актёр — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно», - сказал как-то о Павле Луспекаеве его британский «оскороносный» коллега Лоуренс Оливье после поездки в Ленинград.
Луспекаев пришел в труппу Большого в 1959 году и вскоре стал одним из ведущих артистов. За годы работы в театре он сыграл Макара Нагульнова в «Поднятой целине», Виктора в «Иркутской истории», Черкуна в горьковских «Варварах». В этот же период он активно снимался в кино. В 60-х годах на экраны выходят фильмы «Иду на грозу», «Республика ШКИД», «Три толстяка», «Происшествие, которое никто не заметил». Но главной лентой его жизни, принесшую ему всесоюзную славу и уважение, стала картина Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Изначально небольшая роль таможенника превратилась в ходе работы над картиной в огромный образ, а песня «Ваше благородие» стала одной из самых известных мелодий советского кинематографа.
Последствия войны
Родился Павел в селе Большие Салы Ростовской области в 1927 году. Его юность пришлась на годы войны. Как учащийся Луганского ремесленного училища он был эвакуирован в Бишкек (тогда – город Фрунзе), откуда в 1943 году ушел добровольцем на фронт. 15-летний подросток наравне со взрослыми принимал участие в боевых операциях в составе разведгруппы, был ранен и чуть не лишился руки: разрывная пуля раздробила мальчику локтевой сустав, и хирурги настаивали на срочной ампутации. Но Павел категорически отказался от этого, взяв всю ответственность за последствия на себя. К счастью, в тот раз все обошлось и руку удалось сохранить. Еще одно боевое задание чуть не стоило ему ног. Как-то, выполняя поручение, подросток пролежал в снегу несколько часов и сильно застудился. Последствия этого беспокоили его всю жизнь: в 26 лет у Луспекаева развился атеросклероз сосудов ног, который привел к тяжелейшим последствиям.
Но тогда, в 1944 году, он демобилизовался, уехал в Луганск и поступил в Высшее театральное училище имени Щепкина, где познакомился со своей будущей женой Инной. Впереди их ждали работа в театрах, переезды в Тбилиси, Киев, а затем – в 1959 году в Ленинград.
Позже коллеги вспоминали о Павле, как об артисте, обладающем чувством юмора и потрясающей способностью к импровизации. Так, как-то во время гастролей в Кисловодске он с коллегами отправился на выездной спектакль в Пятигорск. Когда у перрона они увидели толпу людей, которые стремились попасть в вагон, то поняли, что шансов выйти у них минимум. Ситуацию спас Луспекаев, который закричал, подбегая к дверям: «Стойте, здесь сумасшедших везут, дайте пройти».
«Оторопелая публика расступилась. А Павел командовал: «Выводите, осторожно выводите…» И вывел всех актеров. Когда публика поняла, что ее провели, и кинулась в вагон, двери уже захлопнулись. А Павел весело кричал вслед: «Не тех вывели, сумасшедшие в вагоне остались», - вспоминал потом его коллега Михаил Плисецкий.
Семечки вместо пантопона
Период творческого подъема совпал у Павла Богдасаровича с обострением болезни ног. Врачи поставили страшный диагноз - критическая ишемия нижних конечностей, который в большинстве случаев приводит к ампутации.
Когда Луспекаев приступил к работе над картиной «Республика ШКИД», болезнь усугубилась, и он был вынужден лечь в больницу. Хирурги утверждали, что необходимо отнять ноги до колен, на что артист категорически отказался пойти. После долгих споров и объяснений, что операции не избежать, и что это вопрос жизни и смерти, актер был вынужден дать добро на ампутацию обеих стоп. После операции начался долгий и мучительный период восстановления. Павла Луспекаева мучили невыносимый фантомные боли, которые он глушил болеутоляющим препаратом. Когда суточная доза пантопона достигла 16 ампул, он понял, что стал наркоманом и решил прекратить прием лекарства.
Сохранилась история, что актер послал свою жену за семечками, которыми пытался отвлечь себя во время приступов боли. Так же он вел дневник, в котором описывал пережитые мучительные часы: «Муки адовы я прошел. Дай Бог, наверное, с каждым днем будет лучше».
Ситуация, в которой оказался Луспекаев, стала известна министру культуры Екатерине Фурцевой, которая велела достать за рубежом для него необходимые препараты и достать протезы, чтобы артист смог продолжить работу.
Вскоре Павел Богдасарович оставил в своем дневнике строки: «Да, да! Поборол! Самому не верится! Пантопончики тю-тю! Будь они прокляты. Конечно, эта гадость еще долго будет выветриваться из организма, но главное – я поборол! И могу смело сказать себе – молодец?!»
Верещагин
Роль, которая вошла в золотой фонд советского кино и тронула сердца миллионов зрителей, досталась ему в 1968 году. В картину «Белое солнце пустыни» его пригласил Владимир Мотыль. Зная, что Луспекаев перенес операции на ногах, режиссер сперва предложил артисту сниматься на костылях, но тот наотрез отказался, заявив, что роль инвалида исполнит в какой-нибудь другой ленте.
Более того, Павел поставил условие: сниматься он будет без дублеров. Чтобы он мог передвигаться без поддержки, в его сапоги вмонтировали специальные металлические опоры.
По воспоминаниям коллег по съемочной площадке, работа давалась ему непросто: каждые 20 шагов актер был вынужден присаживаться и отдыхать. Чтобы хоть как-то помочь ему, на площадку приезжала его супруга. Она следовала за ним со складным стулом, который мог бы понадобиться артисту в любой момент.
Интересный факт, по сценарию таможенника звали Александром, но Луспекаев так вжился в роль, что вскоре вся съемочная команда звала Верещагина Павлом.
Благодаря личности актера небольшая роль таможенника стала обрастать новыми сценами и импровизациями. В результате Верещагин стал одним из самых узнаваемых персонажей картины, а исполненная им песня «Ваше благородие, госпожа удача» - одной из самых известных мелодий советского кино.
«Белое солнце пустыни» вышло на экраны 30 марта 1970 года, а 17 апреля Павел Луспекаев скончался, не дожив несколько дней до своего дня рождения. Ему исполнилось бы 43 года.