Декабрь в Петербурге — традиционно месяц главного музея страны. 7 декабря знаменитый музей отметил день рождения — ему исполнился 261 год, а дни Эрмитажа в текущем году проходят с 1 по 12 декабря.
Как и чем живёт главный музей страны? Как решаются многие сложные проблемы? Почему в залы лучше приходить вечером? Об этом в общении с журналистами рассказал генеральный директор Михаил Пиотровский, который также празднует день рождения – 9 декабря. Ему исполняется 81 год.
Музей — не Дислейленд
Михаил Пиотровский: По поручению президента и правительства мы создали обновленную программу развития музеев России до 2030-го года. Она важна тем, что это видение музейного мира на ближайшие пять лет. Программа состоит из двух частей. С одной стороны, философская часть. Она вызвана тем, что мы как-то стали забывать, что такое культура и музей. У нас он почему-то стал переходить в разряд развлечений. Но это — не Диснейленд и не робот. Музей — это код нации и механизм сохранения памяти. Он соединяет поколения и смысл существования народов, культур и человечества. Мы напоминаем о мирах, которые чуть выше того, что называется цифрой.
Также в программе мы определяем критерии успеха музея. И это не постоянно растущее количество посетителей и не доход, хотя финансы для музеев очень важны. Напомню, у нас в стране практически нет государственных льгот, которые компенсируют музеям затраты. На самом деле почти все музеи России, в том числе Эрмитаж, 30% посетителей принимают бесплатно. Очень большая цифра, потому что это деньги, фактически вынутые из кармана музея.
Прописана и практическая часть, ведь музеи разные. Есть заповедники, технические, учебные, где вещи можно трогать, частные, где хозяин может продать, поменять экспонаты. И для всех нужны свои стандарты, требования, способы поддержки. Все эти важные темы нашли отражение в новой программе развития.
Приходите вечером!
Эрмитаж официально открывается в 11 утра, но на самом деле он начинает работать намного раньше. В начале и конце дня приходят преимущественно организованные туристические группы. Это сделано специально, чтобы они не мешали тем индивидуальным посетителям, которых мы сейчас особенно ценим. В это число входят семьи, родители с детьми, пары, которые приходят в середине дня. Им нужен покой, чтобы их не толкали, не отвлекали, поэтому для них выделено это время. В целом мы пытаемся создать комфортную обстановку как для посетителей и сотрудников музея, так и для экспонатов.
Кстати, иногда спрашивают, почему Эрмитаж делает выставки залпом, сразу пять-шесть. Потому что они все на разный вкус, уровень культуры и подготовленности наших посетителей. Сюда же относятся лекции, мастер-классы, экскурсии, фестивали. Думаем и о людях с особыми потребностями — для них подготовлено множество специальных программ. Различной аудитории есть что и из чего выбирать — это наш основной принцип.
Ну а чтобы всем было удобно, три дня мы работаем до восьми вечера, причём эти сеансы дешевле, чем основные. Нередко говорят, что нельзя попасть в Эрмитаж. Приходите вечером, залы в это время почти пустые.
Спасибо Лувру!
В Эрмитаже постоянно происходят тренировки на случай различных ЧП, которые сегодня случаются повсюду. Замечу, недавняя история в Лувре, когда за семь минут похитили драгоценности из коллекции Наполеона, нам очень помогла. Дело в том, что в Париже грабители проникли в здание со стороны Сены, где шли строительные работы. У нас тоже в прошлом году шёл ремонт набережной Зимней канавки. Он закончился, но строители так и оставили свой городок — полное безобразие, и выгнать их было никак нельзя. Но спасибо Лувру!
После произошедшего мы разослали бумаги с фотографиями — от губернатора до прокуратуры. Объясняя, как грабят, и что точно так же можно легко ограбить Эрмитаж, если не контролировать пространство. В итоге «городок», который стоял больше года, уехал очень быстро. Правда, мы узнали, что теперь он может поселиться на набережной — напротив входа в Эрмитаж. Получается, раньше он стоял под окнами Рафаэля, а теперь будет под окнами Леонардо да Винчи. Этого произойти не должно.
«Википедия половину врёт»
Сегодня в нашу жизнь всё больше входит искусственный интеллект. В Эрмитаже он тоже широко применяется, но, несмотря на новые технологии, именно в музее видна ценность образования. Я не зря сказал, что музей — не робот. По клеточкам отчитаться, что сделали, а что нет — нам не подходит. Музей содержит, показывает и подчёркивает чисто человеческую составляющую, которой у техники и роботов нет.
Да, мы общаемся с Google, Википедией. Википедия, кстати, половину врёт, кроме того, она вся предвзятая, так что надо уметь ею пользоваться, выбирать то, что надо. Точно так же искусственный интеллект. Это интересно, хорошее развлечение, но следует быть осторожным. Мы, например, создали замечательный «виртуальный визит», который постоянно развивается. Это будущие технологии, когда у вас в телефоне «весь Эрмитаж». Я иногда проверяю, хожу с телефоном и вижу, что всё работает, так что мы и дальше будем экспериментировать.
У нас есть чат-боты, которые хорошо отвечают на все вопросы. Есть целая программа «Небесный Эрмитаж» и проект «Цифровое наследие вечных ценностей». В его рамках мы объединяем блокчейн-технологии и реставрацию, выпускаем арт-токены. Новый выпуск запустили 7 декабря, и он посвящен реставрации картины Лукаса Кранаха старшего «Венера и Амур» — шедевра живописи Северного Возрождения.
Но в дополнение к этому в Эрмитаже много различной информации, которая превосходят вот эту, чисто техническую. Иногда спрашивают, не планирует ли Эрмитаж привлекать виртуальных экскурсоводов. Почему нет, и в порядке эксперимента мы готовим несколько аватаров. Но не механическое должно быть главным. Сколько не замеряй все технически, всё равно для определения, хорошая или плохая картина, должен быть эксперт. Человеческий глаз, мозг, опыт. И как не готовьте электронных экскурсоводов, эрмитажные сотрудники в своём рассказе, энергетике несравнимо лучше. Всё остальное относительно условно и искусственный интеллект лишь помощники в решении, которое принял человек.
И плотник, и щёголь
В Эрмитаже сосредоточена вся история России. Возьмём знаменитый Георгиевский зал, Военную галерею 1812 года. Портреты блестящих генералов, у половины которых, кстати, нерусские фамилии. История неоднозначна, но она наша, и мы должны ею гордиться, а не испытывать гордыню. Далее фельдмаршальский зал, галерея Петра Великого.
Сейчас мы подчёркиваем другой аспект Петра. У нас привыкли, что он плотник, а мы показываем его в разных образах. И как щёголя, который любил красиво одеваться и даже ездил в Париж снимать мерки. И как учёного, который исследовал Каспийское море. К 350-летию царя-реформатора мы открыли «Галерею Петра Великого» — уникальную экспозицию, посвящённую первому русскому императору. И 10 декабря она пополнится новым залом, где будут представлены богатейшие коллекции стекла и серебра «елизаветинского времени», а также знаменитый «виноградовский» фарфор. Это всё тоже наша Россия.
Внизу у нас есть виртуальная экспозиция «Эрмитаж во время блокады». Она рассказывает о том, как сотрудники музея не просто спасали коллекции, а сумели в самых тяжёлых условиях противопоставить культуру — злу, создали понятие подвига Эрмитажа. Это только маленькие примеры того, что мы делаем. Поэтому люди, жители России и других стран, приезжают сюда, и понимают, что такое наша родина.
Мировая энциклопедия, написанная по-русски
В мире происходят глобальные перемены, меняются человеческие ценности, множатся конфликты. Может ли музейное сообщество хоть как-то повлиять на человечество, чтобы оно стало добрее, терпимее друг к другу? Считаю, что сегодня, это, может быть, даже главная функция музея, потому что он показывает различия и рассказывает о них. Этот человек на тебя не похож, и это очень хорошо, а не плохо. И ты должен радоваться, что есть люди разного цвета кожи, с разными ценностями.
Музей — такой, как Эрмитаж — энциклопедический музей, который ведёт диалоги культур. Мы скажем, как интересно, что китайская культура отличается от европейской, русской, индийской и так далее. Что этим надо наслаждаться, а не злиться.
Вторая часть — понятие суверенности. Некоторые считают: вот наше, мое, всё остальное — не терплю. Мы объясняем, что это русская история, но она же часть мировой истории и культуры. Русский тронный зал создавал архитектор Кваренги и таких примеров немало. Всякая суверенность является частью общего единства человечества. И Эрмитаж — это энциклопедия мировой культуры, написанная по-русски.