В советское время среднеазиатские республики стали своеобразным местом эвакуации предприятий, технологий и людей из европейской части страны. Сюда ехали, спасаясь от репрессий, от голода, от войны. В южной почве укоренялись целые научные, религиозные и художественные школы, возникшие в российских столицах, которые давали яркие плоды. И достойным примером такого содружества стали судьба и труды петербургского художника Сергея Опульса (Павлова).
Волшебный Восток
Сергей Маркович Опульс (Павлов) родился в 1962 году в Ташкенте (умер он в 2021 году в Петербурге). В роду у него были прибалтийские немцы, а в столицу Узбекистана его семья была эвакуирована в 1942 году – дед живописца был главным инженером кабельного завода, выпускавшего продукцию для нужд военного флота. После войны семья решила остаться в гостеприимном Узбекистане, посредине Ташкента был построен крепкий дом, в котором и вырос Сергей. Самые яркие воспоминания детства и юношества оказались связаны у него с Узбекистаном, и эти яркие краски волшебного Востока навсегда стали составной частью его художественной манеры.
«Я благодарен судьбе, что родился в Ташкенте. Узбекская культура отличается самобытностью и неповторимостью. Обратите внимание на фарфор, керамику, восточный быт, базары в Узбекистане – все они экзотичны! И это удивительная органичность жизни! Глядя на бесконечные богатства природы Узбекистана, на его горы, холмы, пещеры и водные глади, рождались мотивы многих моих картин. Солнце там бывает все 10 месяцев в году, в дождливом Питере воспоминания греют. У художников из Узбекистана очень развито восприятие света, ощущение контраста света и тени. На Неве я научился лучше рисовать, а писать – в Ташкенте», – рассказывал сам Сергей Опульс.
Кстати, себя он называл именно живописцем, подчёркивая, что запечатлевает и описывает ту живую жизнь, которая течёт рядом с нами. А первоначальные навыки ремесла Сергей Опульс получал в республиканском художественном училище им. П. П. Бенькова, которое само по себе было ещё одним примером успешной пересадки традиций петербургской художественной школы на узбекскую почву.
Павел Беньков, чьим именем названо училище, в 1901 году завершил обучение при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, занимался у Ильи Репина, а в 1930 году переехал в Самарканд, где стал одним из основателей профессионального изобразительного искусства Узбекистана. Фактически он создал собственную «Самаркандскую школу живописи», а его ученики стали самыми известными художниками Узбекистана.
Так репинская традиция проросла в Средней Азии, отразившись и на художественной манере Сергея Опульса.
Православие в Ташкенте
И ещё одно крайне важное обстоятельство оказало огромное влияние на становление личности художника. В 1930-е годы в Среднюю Азию из Ленинграда переехали, спасаясь от репрессий, некоторые члены знаменитого Александро-Невского братства.
Это неформальное объединение мирян и священнослужителей Русской Православной Церкви было создано в 1919 году при Александро-Невской лавре с целью противодействия гонениям со стороны новой власти. Участники братства не только взаимно поддерживали и укрепляли друг друга в вере, проводили встречи, передавали из уст в уста проповеди и тайно печатали богослужебные книги, но и постригали желающих участников в тайное монашество. Братство стремилось воспитать и сохранить для церкви образованных священнослужителей, и не случайно именно из его членов позже вышли несколько известных архиереев Русской Православной Церкви, включая будущего митрополита Ленинградского Гурия (Егорова).
Разумеется, советская власть воспринимала подобную деятельность как антисоветскую агитацию. В 1932 году братство было разгромлено и возобновило свою работу только в 2008 году. В 2003 году были прославлены в лике святых активные члены братства: священномученик архимандрит Лев (Егоров), мученицы княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Однако некоторым членам братства удалось укрыться в Средней Азии – при архимандрите Гурии (Егорове) возникла община, и в Ташкенте удалось сохранить православную традицию, уничтоженную в Ленинграде.
«Средняя Азия спасла многих членов Александро-Невского братства, на этой земле мирно уживались многие религии и конфессии, – рассказывает вдова Сергея Опульса, Наталья Булгакова. – Сергей Маркович много писал храм святого Александра Невского на ташкентском кладбище. Бабушка со стороны матери Анна Степановна, которая его воспитывала, жила в доме настоятеля этого храма. Она крестила внука и водила в детстве на службы. Незадолго до смерти он говорил с известным ташкентским краеведом Борисом Голендером, намеревался вновь приехать в Ташкент и писать работы с утраченными храмами, но не случилось. Картина «Храм Александра Невского в Ташкенте. Чинара», написанная к выставке «Острова веры» в 2018 году, стояла на отпевании рядом с гробом художника».
Война в Афганистане
Однако несмотря на то, что Сергей был крещён в самом детстве, дорога к вере у него оказалось очень извилистой. Учился он в школе при Туркестанском военном округе, где распорядок и программа были примерно такими же, как в Суворовском училище.
После восьмого класса поступил в художественное училище, его дипломная работа была отобрана в фонд училища, а сам юный живописец получил направление в Суриковский институт. В Москву не поехал, а поехал в Самарканд, в авиационную школу. Выпуск вертолётчиков был направлен в Афганистан. Сергей Опульс подвергался смертельной опасности, бывал под обстрелами, дважды его вертолёт падал, а сам он видел смерти сослуживцев.
«Вообще служба в Афганистане очень сильно на меня повлияла. На Афганской войне у меня как-то «растворились» все принципы, но остались ценности. Принципы-то могут поменяться с возрастом, а ценности – вечны. А ещё на войне я понял, что очень зримо виден Божий промысел», – рассказывал Сергей Опульс.
После возвращения с войны будущий художник уже самостоятельно и вдумчиво начинает относиться к православию и постепенно воцерковляется. А тема Афганистана находит отражение в его картинах, но при этом Опульс не стремится отразить в своих работах ужасы войны.
«Афганистан у него, как и Узбекистан, это часть любимого волшебного Востока, с буйством ярких красок, умиротворением, цветущими садами и величественными горами. Он говорил, что не желает выплёскивать на полотна свою депрессию. Будучи по манере письма реалистом, Сергей всегда оставался безусловным романтиком в душе. Ведь его удивительные краски, яркие и сочные – это тот самый Восток! Он в живописи Сергея Опульса укоренён, является сутью. Он же и наш северный край писал со своей восточной оптикой», – рассказывает Наталья Булгакова.
В конце 1980-х годов Сергей Маркович переезжает в Петербург. Здесь на Загородном проспекте, при содействии Министерства обороны РФ, у него появляется собственная мастерская, и он создаёт свои лучшие работы. Часть из них посвящена Узбекистану и находит своё место в лучших коллекциях Франции, так петербургский художник заново открывает для европейцев красоту Средней Азии.
Всего же более тысячи картин Сергея Опульса сейчас находятся в частных собраниях России и стран СНГ, Европы, Израиля, Азии и Австралии, а также в музеях России, Украины и Белоруссии, среди которых Государстенный музей Востока, Музей Арктики и Антарктики, Музей Победы, Государственный музей А. В. Суворова.
Множество картин Сергея Опульса также были посвящены православным святыням и нашли своё место на стенах молельных домов, монастырей и в покоях священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. В 2021 году, уже посмертно, Сергею Марковичу Опульсу было присвоено звание «Почётный гражданин Земли XXI века ЮНЕСКО ООН».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.