Примерное время чтения: 7 минут
294

Позолотили маску. Смольный выделил рекордную сумму на частные театры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и факты - Петербург 12/04/2023
Самые интересные спектакли показывают как раз частные театры — они понимают, что с банальными постановками не выживут.
Самые интересные спектакли показывают как раз частные театры — они понимают, что с банальными постановками не выживут. freepik.com

Администрация Петербурга продолжает практику поддержки частных театров. В этом сезоне власти выделили рекордную для города субсидию – 101 миллион рублей! Предполагается, что данная сумма поможет негосударственным театрам продолжить свою творческую деятельность.

На что пойдут эти деньги, и понравятся ли спектакли зрителям?

Смотреть бы рад

Петербурженка Валентина – заядлый театрал и старается хотя бы раз в месяц увидеть новое представление. Однако постановки не всегда радуют.

«Я стараюсь выбирать классические произведения, – рассказывает Валентина. – Они мне понятны, я знаю сюжет. Однако все чаще попадаются такие спектакли, с которых ухожу буквально посреди выступления. Режиссеры зачем-то добавляют сцены, имитирующие секс, в рассказы Булгакова, показывают главную героиню Фросю Бурлакову гипертрофированной дурой. И таких примеров множество».

Но не только качеством постановок остаются недовольны зрители, поэтому в театральной среде Петербурга случается немало скандалов. Например, публика была шокирована иммерсивным спектаклем на сцене одного из современных театров. Там две зрительницы прямо во время выступления получили пощечины от актрисы. Перед постановкой участников предупреждали о возможности взаимодействия с артистами, однако не уточнили, что именно физические удары станут частью перфоманса. В еще один скандал угодила актриса Татьяна Абрамова – во время выступления она и ее партнер по сцене облачились в цвета украинского флага.

На фоне подобных новостей возникает вопрос – а каким театрам и на какие спектакли власти города намерены отдать государственные миллионы?

Как выбирают победителей

Сегодня в Петербурге действует порядка 120 театральных трупп, среди которых более 60 негосударственных театров. Наш город не зря носит звание культурной столицы – в 2022 году посещаемость только гостеатров составила 2,4 млн зрителей.

Вопреки распространенному мнению, люди искусства получают не так много. Средняя зарплата актера – 30 тысяч рублей, причем не так важно, работаешь ты в частном театре, или на государственном обеспечении, говорят собеседники «АиФ-Петербург». Именитые актеры могут добиться более выгодных гонораров. Работа режиссеров оплачивается выше – зарплата доходит до миллиона рублей, с учетом регулярных репетиций на протяжении нескольких месяцев.

Выделяемые театру деньги можно потратить на нужды театра: ремонт, оплата аренды, работа актеров, рекламные материалы. Однако без скандалов при распределении субсидий не обходится. Например, в прошлые годы театралы возмущались появлением в списке незнакомого широкой публике фестиваля «Петербургская морось» – ему выделили 7 млн рублей, в то время как неоднократные лауреаты и номинанты на «Золотую маску» субсидии не получили.

Следит Уголовный кодекс

Знаменитый театровед, профессор РГИСИ Николай Песочинский входит в число экспертов, которые рассматривали претендентов на гранты от комитета по культуре Петербурга.

«Театральное искусство Петербурга находится на самом высоком международном уровне. И чтобы этот уровень поддерживать, театральная жизнь  должна быть разнообразной, богатой, насыщенной. Гранты должны распределяться по принципам художественной перспективности, а не успеха у публики, – говорит профессор. – Есть спектакли популярные, обычно это привычные антрепризные постановки на тысячу зрителей. Они самоокупаемые. Но это не театр исканий, за которым будущее. Кроме того, из моего опыта самые интересные спектакли показывают как раз частные театры — они понимают, что с банальными постановками не выживут. А государственные субсидируемые театры, особенно в небольших городах, часто делают механические, лишенные творчества спектакли». Слова профессора подтверждает и премия «Золотая маска» – чаще всего там мелькают постановки частных театров.

Но если вложения в частные театры не оправдаются? По мнению эксперта, есть идеи, которые выстрелят лет через десять. Это не значит, что таким труппам нужно отказывать в поддержке и ждать. Много талантливых режиссеров и актеров вышло из театральных студий, которые начали массово появляться в 80-е годы прошлого века. Если бы тогда власти инициативу не поддержали, мы бы лишились множества талантов.

«Что касается тематики спектаклей, то следит за этим Уголовный кодекс. Театры сами должны понимать ответственность за демонстрацию постановок, где разжигается национальная вражда, есть призывы к насилию или другим запрещенным действиям. Какой-то специальной группы, которая все это будет отбирать, не требуется. Если говорить о запрете мата, то, с одной стороны, мы действительно стремимся к литературной речи, но с другой – и к реализму. Как быть в таком случае? Про голое тело то же самое, для одних это недопустимо, а с точки зрения искусства – это достаточно сильный прием, который демонстрирует беззащитность, ранимость, слабость, красоту, совершенство.

То же и про вольные трактовки. А судьи кто? Пьесы Николая Васильевича Гоголя в XIX веке ставили как водевиль. Потом как бытовые комедии. В начале XX века они вдруг обрели национальный смысл и даже политические ассоциации. Никто не может назвать четких границ прочтения произведения. Только провинция боится исканий и экспериментов, живет по шаблонам».

Особое мнение. Политолог Дмитрий Солонников

«Все гранты раздаются под проекты. Это госзаказ, и, конечно, государство его контролирует – и смысловое содержание спектакля, и все бухгалтерские отчетности. Больше – нет, театр в свободном плавании.

Что касается дальнейшего контроля над деятельностью театра, то этим занимаются профильные ведомства, которые должны отслеживать то, что показывается в публичном пространстве на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации. Создавать еще дополнительный орган, который бы отслеживал все постановки, нет смысла».

Комментарий. Директор театра «Семьянюки» Мурад Кутуев

«В этом году планируем участвовать в конкурсе на получение грантов от Смольного. Ранее мы получали поддержку от президентского фонда культурных инициатив, могу сказать, что подобная денежная помощь крайне необходима.

Во-первых, нужно платить за аренду помещения и держать его в порядке. Во-вторых, необходимо начислять сотрудникам зарплату, чтобы они не разбежались. Вопреки распространенному мнению, актеры и режиссеры вовсе не миллионеры, единицы могут похвастаться высокими заработками. Остальные в свободное от театра время работают и уборщицами, и таксистами. А лучше бы творили.

Частному театру можно существовать только за счет продажи билетов (хотя это больше похоже на выживание), но здесь тоже нужны вложения. Поставить спектакль с непритязательными декорациями стоит около 2,5 млн рублей (с учетом оплаты труда всех причастных)».

Мнение эксперта. Завкафедрой театрального искусства СПбГУ Ольга Румянцева-Лобанова

«Финансово поддерживать театральное искусство, безусловно, нужно. Театр – это лаборатория исследования человеческой души. Место, которое дает ответы на вопросы, воспитывает человека, прививает ему вкус! Однако не только среди частных, но и среди государственных театров бывают постановки, которые всего лишь реализация режиссерских амбиций. Вот это проблема.

Я считаю, что театр должен быть разнообразным. Должны появляться новые произведения и новые постановки, которые бы заставляли зрителя думать. А в нашем театре духовности маловато. Вместе с тем есть вещи, которые должны оставаться в том виде, в котором были изначально. Например, классические произведения. Когда режиссер добавляет в «Вишневый сад» моменты с переодеванием актрис, хочется воскликнуть: «Чехов писал не об этом!». 

Следить за постановками, направлять режиссеров должны люди искусства. Следует воспитывать вкус и у студентов театральных вузов. Возможно, в таком случае откровенно пошлых постановок стало бы меньше».

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах