Среди стражей порядка было много женщин.Архивное фото
В условиях голода, расцвета бандитизма, квартирных краж ленинградская милиция не имела никаких льгот. 259 сотрудников правопорядка умерли от голода при исполнении служебных обязанностей. При этом одним из самых громких уголовных дел времён войны стало дело о продуктовых карточках.
Перед войной в Ленинграде работало 36 отделений милиции, всего сотрудников было 13 508 человек (сейчас 40 000). Утром 23 июня 1941 года руководство угрозыска сформировало две опергруппы - одна должна заниматься тяжкими преступлениями против личности, другая - покушением на госимущество. Уже на второй день войны поступили сведения о банде, которая устраивала налёты на булочные на пр. Обуховской Обороны. Её разгромили через неделю. Чуть позже шайки появились и в других районах. Город встал перед забытой угрозой бандитизма. Дело осложнялось тем, что почти все молодые сотрудники милиции воевали на окраине города в Автово. Сражались милиционеры и на Невском пятачке. В Ленинграде преступность всё разрасталась, а в городе работали всего 5600 милиционеров, среди них много женщин. Блокада внесла в преступления свою специфику: многие ленинградцы просто забывали закрывать двери, когда выбегали в бомбоубежища, поэтому увеличилось число квартирных краж, жильцы коммуналок в поисках тёплых вещей вскрывали комнаты ушедших на фронт соседей, ломали на дрова чужую мебель. Карманники же были нацелены теперь исключительно на продуктовые карточки. У ослабевших людей на улице вырывали сумки с пайками. Сотрудники угро стали прикрывать очереди за продуктами - там и ловили преступников. Понятно, что именно вокруг продуктов и сосредотачивались все преступления. Сотрудники милиции в конце первого года войны столкнулись с весьма щекотливым делом о массовых потерях продуктовых карточек.
«Утеряли при бомбёжке»
Итак, подозрительные цифры. По данным карточного бюро, рост заявлений об утере продовольственных карточек был в явной зависимости от ухудшающегося положения с продуктами. Так, в октябре 1941 года было утрачено 800 карточек, в ноябре - 13 тысяч, в декабре - 24 тысячи. Причины банальны, но проверить их нелегко: «утеряли при бомбёжке», «утеряли при артобстреле» и т. п. Совершенно ясно, что многие потери липовые, из желания получить доппаёк. Оперативниками милиции было проверено 7460 организаций города, то есть всего аж три четверти от общего числа! В результате было выявлено 4300 человек, незаконно получавших карточки. Ещё 11 100 ленинградцев получали карточки на «мёртвые души». В итоге было возбуждено 621 уголовное дело. В ходе перерегистрации карточек в 1941-1942 годах было выявлено и отобрано 29 тысяч карточек. Кроме того, по городу ходило огромное количество поддельных карточек. Приходилось менять в них рисунок каждые две недели.
- Сотрудники городской и областной милиции в годы войны помимо исполнения своих прямых обязанностей - поддержания общественного порядка, занимались делами, которые, скорее, можно отнести к компетенции фронтовых особых отделов. При этом значительная часть милиционеров ушла на фронт. Оставшимся пришлось работать абсолютно без выходных, по 18-20 часов в сутки. Стоит отметить, что сотрудники милиции не снабжались по нормам воинских частей - у них были рабочие продуктовые карточки, как и у всех ленинградцев. Отсюда такая высокая смертность. Помимо умерших, около 2,5 тысячи милиционеров попали на больничные койки с различным уровнем дистрофии.
О работе милиции в годы войны цифры говорят сами за себя. Если в 1941- 1942 годах около 15% фактов проявления бандитизма оставались нераскрытыми, то в 1943-1945 годах раскрываемость бандитских преступлений была практически стопроцентная.
У преступников изъято 16,5 млн рублей наличных денег, 5000 долларов США, 146 килограммов изделий из золота и других драгоценных металлов, 1680 штук золотых монет. Все эти ценности были направлены в Фонд обороны.
5 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ленинградская милиция была награждена орденом Красного Знамени. К этому времени почти весь её личный состав имел медаль «За оборону Ленинграда».
Справка:
Справка
В 1944 году, когда начался массовый возврат в родной город ленинградцев, находившихся в эвакуации, они подали в милицию заявлений на розыск пропавших и похищенных вещей на общую сумму в 19 716 841 рубль. Ленинградская милиция смогла вернуть им имущество на 11 200 153 рубля, т. е. более 70%.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.