Фотожурналист и историк фотографии Владимир Никитин издал фотокнигу «Неизвестная блокада. Путь к победе. Ленинград 1941-1944». В ней - уникальные кадры о тех страшных годах, как известных фотожурналистов, так и простых ленинградцев.
Неопубликованные снимки
АиФ-Петербург: - Просмотрев вашу книгу, я был поражён, насколько гигантский объём работы вы провели. И как смело рассказали о тех страшных днях, не приукрашивая и не скрывая каких-то неприятных подробностей.
- Впервые к блокадной теме я обратился ещё в 1976 году. То есть можно сказать, что фотографии о блокаде я собирал и разыскивал всю свою жизнь. На эту тему вышел очень просто: был знаком с большинством военных фотокорреспондентов, которые работали в Ленинграде в блокадные годы. Дружил с корреспондентом фотохроники ТАСС Всеволодом Тарасевичем, работал в фотосекции с фотографом Александром Ивановичем Бродским, отцом Иосифа Бродского, Рафаилом Абрамовичем Мазелевым и другими, они рассказывали много о войне и о блокаде, я знакомился с их уникальными архивами. А с 2000 года я уже целенаправленно занимался блокадной темой. Много времени провёл в архиве фотодокументов, довелось поработать и в архиве ФСБ, некоторые фотоработы попали ко мне случайно от блокадников.
АиФ-Петербург: - Вы показали и неизвестную блокаду, не ограничились работами профессиональных фотокорреспондентов…
- В советское время проходили фотовыставки, посвящённые блокаде. И меня всегда удивляло, насколько они плакатные, ура-патриотичные.
А ведь понятно, что блокада - это тяжелейшие годы для Ленинграда, где были кровь, слёзы и трагедии простых людей. Однако на выставках складывалось впечатление, будто всего этого просто не существовало, не было голода, смертей, бомбёжек. Цель моей книги - показать бытовую сторону блокадных лет, попытаться понять настоящую жизнь Ленинграда в осаде, без приукрашиваний.
Кстати, в процессе подготовки книги я понял, что одними изобразительными материалами реальную блокаду показать невозможно. В те годы в городе работали порядка 50 фотокорреспондентов, которые имели специальное разрешение на съёмки. Большинство из этих замечательных фотографов снимали рабочих на заводах, солдат, уходящих на фронт, лица людей, преисполненных отваги и ненависти к врагу, запечатлевали разрушения в городе, но они проходили мимо обыденной трагической действительности. Журналистов понять можно: зачем снимать эпизоды, которые никогда не будут опубликованы на страницах газет? Зачем фотографировать реальное положение дел, если заведомо ясно, что это не будет напечатано в прессе? И лишь некоторые пытались показать фрагменты реальной жизни истощённых голодом и лишениями ленинградцев. Эти кадры для меня особенно ценны, но их крайне мало.
В целом блокада снята фотокорреспондентами очень неполно. Поэтому я решил дополнять снимки дневниковыми записями ленинградцев. В книге представлено порядка 10 дневников самых разных людей, они эмоционально, а где-то очень скрупулёзно описывают события, происходящие в городе. Благодаря дневникам ситуация, происходящая в те годы, становится более понятной.
Ужас - рядом
АиФ-Петербург: - Неужели в блокаду не было простых любителей, которые снимали для себя, для истории? Люди были настолько обессилены, что не имели сил фотографировать обыденную жизнь?
- Да это было просто опасно! Ленинград находился на военном положении, фотографировать без специального разрешения было запрещено! В книге есть несколько снимков простого инженера-радиотехника, моего однофамильца Александра Никитина. Его фотографии я случайно обнаружил в архиве ФСБ. Этот человек просто любил снимать, в 1942 году он вышел на улицу с фотоаппаратом и исчез. Видимо, во время съёмки его арестовал патруль, сразу предъявили обвинение в шпионаже и отправили в лагерь, где он погиб. В деле я нашёл несколько фотографий, которые успел сделать этот человек. Кстати, его родственники долгие годы ничего не знали о его судьбе.
Писать дневники тоже было очень опасно, на их основании ленинградцев даже расстреливали. И такие случаи были. Например, в моей книге приведены записи Винокурова, который погиб из-за того, что властям его записи показались упадническими и шпионскими. Но скрыть дневники было проще, поэтому многие ленинградцы, несмотря на прямую опасность, продолжали вести их.
У Винокурова в дневнике есть реплика: «Пришёл в столовую с талонами на первое и второе. Рядом со мной ел человек, который съел первое и умер. Из столовой никто не расходился, все ждали, кому же достанется второе». Вот она - настоящая блокада, людская трагедия, понимаете?! Ленинградцы были настолько истощены, им так хотелось есть, что они были готовы доедать за мёртвым. И это - правда, которую не следует скрывать, ведь чтобы понять ужасы войны, нужно понимать жизнь обычного, простого человека.
Репортаж после артобстрела
АиФ-Петербург: - Все фотографии в вашей фотокниге уникальны. Многие из них опубликованы впервые, долгие 70 лет эти снимки были неизвестны. Но какая фотография, на ваш взгляд, наиболее ценна?
- Самый сильный блокадный фоторепортаж был снят 8 августа 1943 года. Сделал его фотокорреспондент газеты «На страже Родины» Николай Хандогин. Редакция газеты находилась на Невском проспекте, а в тот день произошёл артобстрел центра города. Погибло много людей. Уникальность съёмки в том, что Хандогин сумел запечатлеть разрушения, трупы, реальную войну. На снимках видно, как в машины грузят изуродованные тела, оторванные руки и ноги (см. фото). Военный снимает с трупов кожаные ремни. Через час асфальт замывают от крови, и город возвращается к обычной жизни. Нетрудно догадаться, что в газете не была опубликована ни одна фотография из фоторепортажа. Николай Иванович просто сохранил негативы, и лишь через много лет эту съёмку увидели люди.
АиФ-Петербург: - Ваш блокадный архив постоянно пополняется. Как вы находите новые материалы для книги?
- Случаются удивительные эпизоды. В основном мне звонят простые петербуржцы и предлагают редкие фотографии своих отцов и дедов. Иногда фотографии обнаруживаются при переездах, разборе антресолей. Книга о блокаде переиздаётся уже трижды, и всё время пополняется новыми материалами. Это настоящее расследование, настоящая журналистика: постоянное раскапывание всё новых подробностей о тех событиях. Надеюсь, что остались ещё неизвестные снимки о блокадных годах и мне удастся показать их наиболее реалистично.