20 товаров
С инициативой выступили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят крупнейшие торговые сети «Ашан», «Лента», «Дикси», «Магнит», «О'Кей», «Призма», «Spar», «Х5 Retail Group» («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»). То есть фактически все точки, где петербуржцы покупают продукты. На сети «давили сверху» ещё с начала года. Многочисленные проверки ФАС и прокуратуры показали, что в ряде регионов стоимость некоторых продуктов за последний год увеличилась в 6 раз - только падением курса рубля это уже было не объяснить.
Как пояснили в АКОРТ, сейчас каждая торговая сеть самостоятельно определит состав корзины замороженных цен. Однако там будет не менее двух десятков различных наименований социально значимых продуктов.
- Фиксируя цену, торговые сети не допускают повышения розничной стоимости, но будут её снижать в случае снижения закупочной цены, - говорят в организации.
Как рассказали в компании «Дикси», цены уже замораживали на месяц до 9 марта, сегодня список расширен и продлён на два месяца. Помимо гречневой крупы, риса, пшена, макаронных изделий, подсолнечного и сливочного масла, муки, пельменей и замороженной рыбы, компания дополнительно включила в него чёрный и белый хлеб, молочные продукты - молоко, кефир, сметану. «Лента» заявила, что зафиксирует цены на 20 ассортиментных позиций, пользующихся ежедневным спросом у покупателей. А в случае снижения закупочных цен обеспечит пропорциональное снижение цен на полке.
В «Х5 Retail Group» также заморозили цены на 20 видов продукции. Среди них хлеб, яйца, некоторые молочные продукты, крупы и чай. И, кроме того, отметили, что с декабря прошлого года розничные цены в магазинах сети и так росли медленнее, чем отпускные цены поставщиков.
Популистский шаг
- Я считаю, что это скорее популистская акция, - говорит Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской организации потребителей «Общественный контроль». - Сети уже и так подняли цены настолько, насколько это возможно, и предпосылок для их дальнейшего роста сейчас нет. Ситуация более-менее стабилизировалась, резких колебаний на валютном рынке нет, урожай уже собран и посчитан, долгосрочные контракты с поставщиками заключены, новые схемы логистики построены. Поэтому на фоне стабильных прогнозов и был сделан такой красивый жест. Но если завтра рубль опять упадёт на 20-30%, я вас уверяю, цены будут расти, несмотря ни на какие договорённости - сетям будет некуда деваться. В случае, когда растут издержки у производителей, меняются и ценники в магазинах.
Об издержках производителей говорят и в «Руспродсоюзе».
- Рост цен на продукты питания, прежде всего, связан с девальвацией рубля, а не с продовольственным эмбарго, - говорит председатель организации Максим Протасов. - Даже отечественные производители сильно зависимы от курса доллара, рост которого напрямую влияет на себестоимость товаров. Например, в производстве вермишели доля затрат, привязанных к колебанию курса, составляет около 84%. Пшеница у нас своя, а семена импортные. Их цена выросла на 50%, цена селитры - на 40%, средства защиты растений подорожали на 30%. Доллар и евро подняли цену и на экспортные товары. Стоимость зерна увеличивается оттого, что производителям выгоднее продавать его за рубеж. От этого растёт цена на макароны. То же происходит с рыбой и растительным маслом. А в итоге за всё платит потребитель.