Примерное время чтения: 4 минуты
200

Индустрия детских товаров: покупатели меняют отношение к российским товарам

В 2014 году на фоне экономических санкций и нестабильного валютного курса отечественный рынок детских товаров столкнулся с некоторым замедлением темпов роста. Если последние несколько лет он достаточно стабильно увеличивался примерно на 10% в год, то к концу 2015 года эксперты прогнозируют рост лишь на 6%.

По итогам 2014 года эксперты оценивают долю отечественных производителей (в том числе и тех, которые практикуют российскую сборку товаров из китайских комплектующих) на рынке детских товаров в России примерно в 20–25%. При том, что эта доля невысока, сильные отечественные бренды уже есть практически в каждой категории товаров. Например, на рынке детского питания «ФрутоНяня», «Агуша», «Тёма», «Сады Придонья», «Бабушкино лукошко» формируют топ-5 ведущих марок. Бренды «Котофей», «Топ-Топ», «Зебра», «Парижская коммуна» входят в топ-10 лидирующих марок на рынке детской обуви. В категории детской одежды известны такие бренды, как Gloria Jeans, «Гулливер и Ко», «Твоё», в категории игрушек – «Томик», «Симбат Тойз», «Нордпласт».

Многие участники рынка отмечают очевидную тенденцию – покупатели меняют отношение к российским товарам, все чаще оценивая их как более качественные и долговечные. Так, по данным исследования, проведенным по заказу Минпромторга России, курирующего «Индустрию детских товаров», 58% родителей предпочитают покупать товары для детей отечественного производства, учитывая при этом такие характеристики, как безопасность для ребенка (физическую и психологическую), хорошее качество материалов и доступную стоимость. Останавливая свой выбор на детской одежде российского производства, покупатели отмечают ее удобство, качество, натуральность материалов и соответствие вкусам ребенка. Все большую популярность приобретают и игрушки российского производства. Родители детей в возрасте до четырех лет и выше считают, что именно отечественные игрушки наиболее удачно сочетают в себе развивающие функции и безопасность использования, при этом немаловажными факторами для них являются доступность цены и экологичность материалов, соответствие игрушек возрастным категориям.

Означает ли подобное изменение лояльности отечественных покупателей, что у российских производителей детских товаров появился шанс укрепить позиции на рынке? Станет ли их продукция через какое-то время более привлекательной и для российских родителей, и для торговых сетей?

Аналитики рынка считают, что развитию производства детских товаров сейчас мешает несколько серьезных факторов. Собственное производство очень затратно – сказывается отсутствие налоговых льгот при достаточно высоких налогах, дороговизна оборудования и его обслуживания, высокая стоимость рабочей силы. Для полного цикла производства зачастую не хватает комплектующих и сырья, которые предприятия вынуждены импортировать. Как следствие, производителю не удается создать полноценные производственные мощности, позволяющие изготавливать объемы, необходимые для ритейловых сетей. Многие игроки рынка, производство которых так или иначе связано с импортом сырья или комплектующих, отмечают, что хотели бы перенести весь цикл в Россию, серьезно уменьшив свои затраты за счет сокращения времени цикла, логистики и валютных колебаний. Но пока не могут этого сделать – на рынке отсутствует сырье и ассортимент комплектующих в достаточном объеме. Существует и кадровая проблема. Например, разработку дизайна детских игрушек многие производители предпочитают заказывать за рубежом. Поэтому сейчас приходится конкурировать со странами, которые могут предложить все необходимое для создания полного цикла производства. По данным исследования, основными странами – конкурентами России по размещению производства детских товаров являются Китай, Бангладеш, Таиланд, Италия, поставляющая самые дорогие комплектующие, и Индия, которая в последнее время теснит китайских производителей за счет предложения дешевой рабочей силы.

Отдельный вопрос – наличие у российских производителей свободных оборотных средств и возможность получить инвестиции на развитие или масштабирование производства. Оборотных средств зачастую не хватает, соответственно, объем производства не может увеличиться. С получением инвестиций в последнее время становится проще. В рамках реализации подпрограммы «Индустрия детских товаров» Минпромторгом России реализуется ряд финансовых мер поддержки НИОКР, инвестиционных и лизинговых кредитов, развития индустриальных парков индустрии детских товаров, продвижения, поддержки экспорта и инноваций. Данные меры призваны обеспечить поддержку на всех этапах производства, что позволит увеличить долю российских производителей на рынке детских товаров с 20% в 2014 году до 36% в 2020 году (не включая детское питание).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах