Примерное время чтения: 8 минут
335

Чья машина лучше?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и факты - Петербург 27/04/2016

Много говорят об импортозамещении. Как повлияли санкции на промышленность Петербурга? В. Терёшкин, Московский район

Весь мир в игру с санкциями не втянешь, считает Сергей Мовчан. Вице-губернатор Санкт-Петербурга рассказал, в каких областях экономики работа по импортозамещению даёт результаты, как умножить современные технологии, совмещая наши достижения с зарубежными, а также о своей мечте возродить в Северной столице станкостроение.

Что стало стимулом?

АиФ-Петербург, Елена Бевза: - Сергей Николаевич, о каких результатах импортозамещения можно говорить уже сейчас?

Сергей Мовчан
Сергей Мовчан Фото: АиФ

Сергей Мовчан: - Не буду оригинален, если скажу, что санкции подтолкнули нас к тому, чтобы осмотреться, оценить свои возможности и продумать новые пути развития. Импортозамещение - не просто вынужденный, а давно необходимый шаг. У нас есть примеры своей продукции, которая делается качественно, но стоит в разы дешевле, чем её западные аналоги. За два года санкций произошли большие изменения. Результаты импортозамещения, конечно, видны, например, в сельскохозяйственном машиностроении. Кировский завод выпускает линейку современных, эргономичных тракторов. Стоимость этих удобных в управлении агрегатов ниже, чем подобной техники импортного производства. Очень востребована продукция нашего энергомашиностроения - концерна «Силовые машины», где реально применяются уникальные технологии.Вот чем можно гордиться.

- А что можно сказать о фармакологической отрасли?

- Растёт, как на дрожжах. У нас ежегодно открываются новые фармпроизводства. А те, которые уже существуют, приносят прибыль как в федеральный, так и в местный бюджет в качестве налогов. Кроме того, позволяют экономить средства при закупках. Только за первый квартал этого года закупки препаратов компании «Биокад» для лечения онкологических заболеваний позволили городской казне сэкономить 74,3 миллиона рублей.

 Кто и что производит?

- Есть ещё один жизненно необходимый препарат, который мы вынуждены закупать за границей в значительных количествах, - инсулин.

- Его разработкой и выпуском занимается петербургская компания «Герофарм». Не хочу предвосхищать события, скажу только, что её специалисты стремятся выйти на производство лекарства длительного действия, которое инсулинозависимые люди смогут принимать реже, чем обычно. Другой успешный пример - компания «Полисан», заключившая соглашение с двумя ведущими зарубежными фармацевтическими фирмами на производство ряда препаратов. Происходит вытеснение иностранных товаров и на других рынках - в энергетике, транспортной инфраструктуре, в жилищном хозяйстве, где в 2014 году доля закупок отечественной техники и оборудования составляла 53%, а в 2015 году - уже 88%. Ожидаем, что в этом году она займёт все 100%. Объём продаж пищевых предприятий по итогам 2015 года увеличился на 17%.

- Какие проблемы выявились в ходе импортозамещения?

- Выяснилось, что многие представители бизнеса не знают, кто и что у нас производит. Поэтому комитет по промышленной политике и комитет по госзаказу стали создавать каталог продукции отечественного производства. Вместе с комитетом по здравоохранению проанализирована структура закупок за рубежом изделий медицинского назначения для лечебных учреждений. При этом оказалось, например, что расходные материалы - одноразовое бельё для операционных, перчатки, которые приобретались у иностранных поставщиков в больших количествах, - производятся и у нас на территории Адмиралтейского района малым предприятием. В ходе анализа мы увидели, какими компетенциями обладают наши предприятия. Создание Центра импортозамещения и локализации, предусмотренное программой первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития городской экономики на период с 2015 по 2018 год, стало логичным продолжением этой работы. Центр был открыт 10 сентября прошлого года. Понадобился кропотливый труд, чтобы запустить проект. Важно было сделать не просто выставку достижений, а площадку, где устанавливаются контакты, где люди видят, кто что выпускает.

Как выйти на внешний рынок?

- Можно подвести какие-то итоги работы этого центра коммуникаций?

- С момента открытия здесь прошло более 500 семинаров, 26 тематических недель, более 700 предприятий экспонировали свою продукцию и услуги. Всего 17 тысяч специалистов участвовали в работе центра. Смысл проекта в том, чтобы «купцы» познакомились с «товаром». Чтобы представители комитетов, ГУП и отдельные производители встретились и пообщались. Результаты есть. Предприниматели ведут разговор с чиновниками, которые могут решить те или иные вопросы. В ходе круглых столов, конференций происходит живое общение. А проведение научно-технических советов открывает путь для включения продукции в номенклатуру товаров, которые могут закупать не только наши монополисты - ГУП «ТЭК» и «Водоканал», но и другие унитарные предприятия. Создан реестр товаров и услуг, включающий информацию о закупке бюджетными организациями продукции иностранного производства с указанием стоимости, рядом размещена таблица аналогов российских производителей с их контактами. Каждый может воспользоваться этой системой. Теперь открыли центр по поддержке экспорта. Сегодня даже крупному предприятию трудно пробиться на внешний рынок. Любое государство защищает своего производителя. Но никакое государство не сможет защитить от более дешёвого, но качественного товара зарубежного производства.

- Если этот товар не попал в список ограничений…

- Есть ряд государств, которые никогда не присоединятся к санкциям. Невозможно накрыть весь мир сетью санкций. Бизнес всегда будет искать, где выгоднее.

- Но мы и сами себя ограничиваем.

- Я считаю, что это в определённом смысле защитные и стимулирующие меры. Оживилось наше сельхозпроизводство. Даже мраморная говядина появилась собственная. Разведение рыбы стало расти. Как-то общался с петербургским предпринимателем, который планировал закупать в Финляндии оборудование для разведения рыбы. Так в Центре импортозамещения он выяснил, что подобное производят у нас.

Возвращаясь к разговору об экспорте, скажу, что задача, в частности, в том, чтобы помочь предпринимателю разобраться, будет ли его продукция востребована на внешнем рынке. В центре организованы бесплатные консультации юристов, экономистов. Ведётся отбор тех, кто считает себя экспортоориентированным. Первая фаза исследований показала, что у нас около 200 таких предприятий, 80 из них - резиденты Центра импортозамещения. Есть идея приглашать торговых представителей России в разных странах, чтобы знакомить потенциальных экспортёров с законодательством государств, особенностями их кооперации, помочь им получить хотя бы общее представление, как проникнуть на этот рынок.

Как локализовать производство?

- Чем мы можем заинтересовать зарубежного потребителя?

- Всем, чем угодно. У нас выпускается разнообразная продукция, представляющая интерес для зарубежных стран. Не так давно с удивлением узнал, что одно из предприятий города производит резину для обуви высочайшего класса, не хуже европейской. Будем вовлекать его в оборот.

- А что, по-вашему, наиболее сложно «импортозаместить»?

- Пожалуй, IT-технологии… Здесь тяжело догонять. Ещё обидно сдавать позиции в станкостроении. Вспомним, что продукция станкостроительной промышленности в своё время экспортировалась более чем в восемьдесят стран. В некоторых эти станки работают до сих пор. Надо сделать всё, чтобы реализовать программу по возрождению станкостроения. Это моя голубая мечта. Ведь было у нас производственное объединение имени Свердлова. Как можно говорить об импортозамещении, если свою продукцию будем производить на иностранных станках? С другой стороны, всемирная кооперация, когда капитал переливается из страны в страну, уходит на рынки, где выгоднее, позволяет нам привлекать инвесторов на другом уровне. Не для отвёрточной сборки - это пройдённый этап. Следующий - когда мы будем обмениваться технологиями, получая синергетический эффект. Из двух технологий будет рождаться третья, более мощная.

- Вы говорите, в том числе, об автопроме?

- Да, и о нём тоже. Несмотря на то, что это производства с западными технологиями, но расположены они на нашей земле, здесь работают наши люди, которые в процессе производства привносят свои рационализаторские предложения. Машины, которые сходят с российских конвейеров, по качеству не отличаются от тех, что выпущены за рубежом. Это признают эксперты. И сейчас автозаводы работают над тем, чтобы продукцию, произведённую у нас, отправлять на внешние рынки. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах