Почему самобичевание - непродуктивное занятие, рассказал Олег Третьяков, директор Центра импортозамещения и локализации.
Психологический фактор
- Тема импортозамещения остаётся сложной для нашей экономики. Стало ли создание в Петербурге Центра импортозамещения и локализации толчком к её развитию, стимулирующим фактором?
- И, прежде всего, психологическим. Когда на стендах выставляются промышленные образцы, реально способные заместить импорт, то видно, что мы производим не только нефть. Трудно переоценить этот момент визуализации, особенно для руководителей предприятий, которые ищут нужную для их производства продукцию, а не найдя, покупают за рубежом. Следующий момент - мы помогаем восстановить разорванные цепочки кооперации, созданные во времена Советского Союза. Ведь последнее время все производственные связи у нас выстраиваются исключительно через Европу и Китай. Многие не знают, что производится в России. Центр создаёт базу отечественных предприятий с каталогом их продукции. Становится понятно, кто и что способен выпускать.
- Вы помогаете предприятиям найти друг друга?
- Да, и предоставляем возможность ознакомиться с базой импортных товаров, которые закупает городской бюджет. Мы получаем эту информацию от комитета по госзаказу. Представители бизнеса могут посмотреть, что город приобретает за рубежом, и оценить, готовы ли их предприятия выпускать аналогичный товар по конкурентоспособной цене. Потом могут выходить на аукцион со своим предложением. Если при этом предприятию чинят административные преграды, скажем, искусственно создаются проблемы при подготовке научно-технической документации или откровенно лоббируются интересы иностранных поставщиков, то мы обращаемся во власть, предаём этот факт огласке. Плюс помогаем выйти на научно-технический совет при комитете, который формирует политику закупок.
«Локализованные» бусы
- Как складываются ваши взаимоотношения с госкорпорациями?
- Мы их партнёры. Теперь в каждой госкорпорации создан департамент по импортозамещению. Схема их работы заключается в том, что специалисты опять же ищут по всей России предприятия, выпускающие нужную корпорации продукцию. Я встречался с представителями «Газпромнефти» - они действуют по такому принципу: допустим, есть «критическая» деталь, которую нужно «импортозаместить». Находят такое предприятие и смотрят, чем могут помочь, чтобы потенциальный поставщик наладил выпуск необходимой детали. Если нужна технологическая помощь, могут оказать её, если требуется субсидирование из федерального, регионального бюджетов, то работают как консалтинг. Чтобы корпорациям было легче выйти на производ-
ства с необходимой им компетенцией, мы знакомим со своим каталогом.
- Ваше отношение к локализованному производству иностранного происхождения? Как его позиционировать?
- Тут я обычно провожу параллель с аборигенами и колонизаторами, когда что-то выменивается на бусы. Наступает момент, когда аборигены приобретают технологию по изготовлению бус, - это локализация. Когда сами придумывают, как сделать бусы, - это уже импортозамещение. Потом выводят свою продукцию на экспорт. Этот этап - как раз то, чем мы здесь занимаемся, - поиском предприятий, готовых развивать экспортный потенциал. Из городского и федерального бюджетов выделяются немалые средства на покрытие разных услуг, необходимых для этого вида деятельности, - на маркетинг, получение лицензии, участие в выставках, страхование, транспортные расходы до границы. Для крупных компаний доступно кредитование экспорта. Допустим, Индия хочет купить наше оборудование, но нужно, чтобы покупающую сторону кредитовал российский банк. И такие возможности есть на федеральном уровне. За пять месяцев мы нашли более ста компаний, готовых работать на экспорт, но которым нужна определённая помощь. В России производится хорошая продукция. Просто нужно заниматься её продвижением.