Почему не стоит «выдавливать» промышленность за город, как сбалансировать производство Санкт-Петербурга, эффективно распределяя его по городской территории, рассказал Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям.
Через забор не видно
- Сейчас многие заговорили о планировании производства, вспоминают Ленплан, который помогал координировать работу разных предприятий. Может ли Центр импортозамещения и локализации стать таким связующим звеном, площадкой для планирования?
- Центр импортозамещения - коммуникационный проект. Но то, что мы подходим к системному планированию промышленности, - факт. Вопрос создания межотраслевых балансов сейчас обсуждается Министерством промышленности и торговли. У бизнеса должно быть чёткое представление, какие производства уже есть в Российской Федерации, чтобы не дублировать их, и какие территории располагают свободной рабочей силой, где было бы логичным размещение нового предприятия. Сейчас создаётся государственная информационная система промышленности, которая может стать основой планирования, проводится мониторинг определённых позиций, составляется их перечень. Ведь случается, предприятия аналогичного профиля, расположенные рядом, буквально через забор, ничего не знают друг о друге и простаивают без заказов. Вопрос, зачем закупали оборудование, если у соседа такое же незагруженное? В рыночной экономике тоже уместно планирование. Во многих странах этим занимаются - предпринимателю подсказывают, исключая излишнюю внутреннюю конкуренцию.
«Не исчезай…»
- Ваше отношение к переводу промышленных предприятий за город?
- В Петербурге реализуется политика сохранения промышленного потенциала. Мы считаем, что даже если предприятие необходимо перевести на окраину по экологическим причинам, то на его месте должно быть другое, экологически чистое.
- Обычно потом эти территории занимают жилые комплексы.
- Так промышленность и уничтожалась. Я искренне полагаю, что выдавливание промышленного производства из города, как это происходило в предыдущие годы, - непродуманные действия. Промышленность - сложный механизм. Если её выгонять из города, то она, как правило, не доезжает до окраины. Последние годы под видом перевода предприятий из центра были практически уничтожены более 300 из них. Они так и не добрались до загородной площадки, а просто прекратили существование. Петербург потерял целый ряд производственных компетенций, которыми обладал. Вместе с предприятиями утрачивается и отраслевая наука.
- Перевести предприятие на другую площадку - всё равно, что построить новый завод.
- Да, это огромные инвестиции. Собственникам зачастую легче закрыть производство, здание и участок продать, чем инвестировать средства в новое строительство. Надо крайне взвешенно подходить к вопросу о переезде. Понятно, что в какой-то момент девелоперский бизнес становится выгоднее промышленного производства, и есть соблазн вообще ликвидировать заводы, построить на этом месте дома. Но времена меняются, и сейчас строительство жилья будет менее выгодно, чем производство. Промышленные площадки нужно отстаивать. В том случае, если предприятие действительно оказывает негативное влияние на внешнюю среду, может вредить здоровью жителей, тогда, безусловно, имеет смысл, опять же аккуратно, перевести его на окраину. С другой стороны, сейчас существуют современнейшие технологии по очистке всех выбросов. Проще помочь предприятию модернизировать производство.
Миграционный маятник
- Вот в Коломягах…
- Там известный вопрос с двумя асфальтобетонными заводами. Они действительно влияют на окружающую среду, их, конечно, нужно уводить подальше от жилья, это даже не классическая промышленность, а отраслевая. Хотя при использовании правильной технологии и асфальтовые заводы могут находиться рядом с жилыми кварталами. Нужны затраты, связанные с защитой от воздействия на окружающую среду. Мы обречены производить собственную продукцию, чтобы быть независимыми. Мы должны зарабатывать на своём производстве, на выпуске высокотехнологичных товаров. Наукоёмкое производство, требующее высокого интеллектуального уровня, - специфика Петербурга. А такие предприятия минимально воздействуют на окружающую среду.
- А ведь совсем недавно политика вывода промышленности за черту города казалась прогрессивной.
- У этой политики есть и обратная сторона: проблема транспортных перевозок. На предприятиях города работают около 350 тысяч человек. Ещё примерно 700 тысяч заняты обслуживанием промышленных компаний. Одно рабочее место, скажем, на заводе влечёт за собой создание нескольких других в смежных отраслях - от упаковки до перевозок. В итоге получается миллион человек, которые ежедневно должны выезжать утром из города, а вечером возвращаться. Таких дорог город построить не в состоянии, такой трафик ему не осилить. Грамотная градостроительная политика предусматривает сочетание жилых кварталов с местами приложения рабочей силы. Генеральный план Ленинграда когда-то принимался именно таким образом: с одной стороны улицы формировались промзоны, с другой - жилые микрорайоны, как, например, на Дальневосточном проспекте. Практически в любом районе есть такая полноценная застройка, даже на Васильевском острове сохранена промышленная территория.
Колониальный подход
- Так повелось исстари: строился завод, а вокруг разрастался город. Колпино сформировался вокруг Ижорских заводов.
- Конечно. К тому же кризис показал несостоятельность теории развития, когда в городе преобладает экономика офисов - многие из них сейчас пустуют, а люди ищут работу. Если только производственная экономика, то перекос в другую сторону. Всё должно развиваться параллельно, нужна диверсификация, когда учитываются все аспекты. Если доминирует одно направление, город становится уязвим, зависим от конъюнктуры: есть туристы - хорошо, нет туристов - беда… Уже сейчас дают себя знать проблемы, появившиеся по причине такого одностороннего подхода, - в Колпинском районе, в Шушарах.
- Разве Колпино - не удачная промышленная площадка, где стратегическими партнёрами выступают «Северсталь», «Силовые машины»?
- Удачная, но попробуйте приехать в Колпино днём - столкнётесь с колоссальными транспортными проблемами. Их решение требует десятков миллиардов рублей из бюджета. Промзона там перспективная, но она уже приняла на себя большой транзит. И транспортная нагрузка ещё возрастёт, потому что в Колпино переезжает следственный изолятор. Плюс «Сапсаны» стали ездить чаще, значит, «пробки» на железнодорожных переездах увеличиваются. Всё это аргументы в пользу разумного распределения производственных сил на территории. Когда в Генплан вносились поправки, проталкивающие идею повсеместного вывода производства из города, большинство из них были отклонены, несмотря на огромное давление сторонников.
- Давление оказывал заинтересованный строительный бизнес?
- Это были заинтересованные собственники, которые хотели перевести промышленную площадку под застройку жильём. Такой подход я называю колониальным, когда людям неважно, что будет потом, преследуется сиюминутная выгода. Всем строительным компаниям нужны красивые места на берегу Невы. Давайте, мол, переведём Адмиралтейские верфи, а вместо завода построим жилой квартал. Но чтобы строить корабли, нужна вода. Можно раздать все береговые территории, а завтра остаться без подводных лодок для обороны страны.
- В Кронштадт Адмиралтейские верфи не стали переводить?
- В Кронштадте хорошая площадка, но нет железной дороги, чтобы подвозить металл для строительства кораблей. Обсуждался вопрос её прокладки по нижней части дамбы, но по факту железнодорожных путей нет и не планируется. В любом случае, создание такого комплекса на новом месте - это крайне сложно. Сначала надо построить, а потом ломать старое.