Примерное время чтения: 6 минут
343

Как заработать триллион? Судьбу бюджета Петербурга обсуждают в парламенте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Аргументы и факты - Петербург 30/10/2019
«У нас хорошо развиты машиностроение, авиапром. Налажен выпуск двигателей для вертолётов, приборов для кораблей... На высоком уровне фармацевтика, а по IT-технологиям мы лидируем в России. Полон портфель и на Обуховском, Кировском, Ижорском заводах. Хорошо себя чувствует строительная индустрия, судостроение».
«У нас хорошо развиты машиностроение, авиапром. Налажен выпуск двигателей для вертолётов, приборов для кораблей... На высоком уровне фармацевтика, а по IT-технологиям мы лидируем в России. Полон портфель и на Обуховском, Кировском, Ижорском заводах. Хорошо себя чувствует строительная индустрия, судостроение». Фотобанк pixabay.com

Расходы и доходы

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Александр Михайлович, как сегодня формируется «финансовая конституция» нашего города?

Александр Ходачек: Основных источников доходов два. Первый - налог на прибыль предприятий, второй - налогообложение физических лиц, нас с вами. Дополнительно рассматриваются поступления от использования имущества, привлечения инвестиций и т. д. Также не секрет, что мы рассчитываем на увеличение средств, которые перечисляются из федерального центра. Основой же расходной части являются государственные программы. Их 18, и это рабочий инструмент стратегии социально-экономического развития Петербурга до 2035 года.

- Губернатором Бегловым поставлена амбициозная задача - к 2024 году довести бюджет до триллиона рублей. За счет чего?

- У нас постоянно, на 10-12% в год, увеличивается собираемость  налогов и платежи. Это связано с лучшим администрированием и выходом из тени большого числа малых предприятий. Хотя теневой сектор и существует, но в Петербурге он гораздо меньше, чем в других регионах страны.

К тому же у нас многоотраслевая экономика, а это способствует постоянному созданию новых компаний и фирм. К сожалению, в основном они появляются не в промышленности, а в торговле, финансовой сфере, предоставлении услуг. Тем не менее если все оформить легально, это серьезно пополняет казну. Поэтому главное - не сбавлять темп. Тогда к 2024 году можем реально преодолеть планку в триллион рублей. 

- Вы говорите о промышленности, но складывается впечатление, что она работает слабо…

- Это неверное представление. Промышленность традиционно дает в бюджет города от 25 до 37% дохода. Самое главное, что она быстро адаптируется после кризисных ситуаций. Вспомним 1998-й, тогда серьезно пострадали банки, туристическая отрасль, торговля. А заводы и фабрики быстро восстановились, создали новые рабочие места. Но постоянно должны обновляться и основные фонды, а в Петербурге в этом плане делается немало. Так, в парламент внесен проект закона, по которому предприятиям, модернизирующим свою производственную базу более чем на 20%, почти полностью возвращаются затраты на техническое перевооружение.

Плохо работаем?

- Востребована ли продукция городских предприятий на мировом рынке?

- У нас хорошо развиты машиностроение, авиапром. Налажен выпуск двигателей для вертолетов, приборов для кораблей. Есть и радиоэлектронный кластер, который объединяет 70 предприятий. Его изделия расходятся по всему миру. На высоком уровне фармацевтика, а по IT-технологиям мы лидируем в России. Полон портфель и на Обуховском, Кировском, Ижорском заводах. Хорошо себя чувствует строительная индустрия, судостроение, выполняющее заказы как для ВПК, так и гражданского флота. 

- Почему тогда постоянно слышно о низкой производительности труда? Отчего каждый работает на своем месте хорошо, а все вместе - плохо?

- Проблема как раз в модернизации. Можно ударно трудиться, но выдавать устаревшую продукцию, которая не пользуется спросом или уступает по цене и надежности. Поэтому сегодня основная задача не только обновить мощности, установить передовое оборудование, но и создать высокотехнологичные рабочие места. Привлечь компетентных, по-современному мыслящих людей, профессионалов. Чтобы они выпускали инновационные изделия, способные конкурировать, обладающие экспортным потенциалом. Тогда и будем завоевывать рынки.

- Еще одна острая проблема - зарплата. По официальным данным, в среднем по городу она более 63 тыс. руб. Но в реальности люди таких денег не видят. К чему лукавство?

- Из чего складывается эта цифра, известно. Берутся большие заработки, маленькие, и делятся пополам. Сумму, которая получается, и объявляют средней зарплатой. Хотя, конечно, нужно ориентироваться на реальные доходы граждан, а они последние шесть лет неуклонно падают. Не критично, по 1,5-2% в год, но за весь период это ощутимое снижение. 

В Петербурге, кстати, положение лучше, чем в других регионах, но удары по кошельку все заметнее. Это усугубляется и тем, что отдельные руководители у нас получают в 8-10 раз больше подчиненных. Такого быть не должно. Мне нравится шведская модель. Там итоговая сумма, положенная начальнику, зависит от средней зарплаты в фирме, которую он возглавляет, и не должна быть больше чем в 3,5 раза. За этим следят профсоюзы, органы власти, налоговые службы. Если бы у нас тоже доход главврача зависел от получки санитарки, ректора - от жалования преподавателя, резкие перекосы ушли бы сами собой.

Как построить «умный город»?

- Помощь нужна не только отдельным людям, но и целым мегаполисам. Петербург принадлежит к немногочисленным городам-донорам, которые подпитывают всю Россию. А что мы получаем из центра?

- В последние годы у нас дождь федеральных ассигнований. Так, в 2019-м мы получили 12 млрд на выкуп построенных школ, поликлиник, детских садов. Сейчас нам добавят финансирование на решение социальных проблем. Город включен и в нацпроект «комфортные дороги» - это еще 24 млрд. Подписано соглашение с РЖД, что обещает 88 млрд.

Еще пример - развитие Арктической зоны. В городе строятся мощные суда Северного флота, три атомных ледокола серии «Арктика». Сейчас на очереди суперсовременный «Лидер». Спуск такого корабля означает принципиально новые возможности страны в развитии стратегически важного для нас региона. Это связано и с системой геологоразведки, созданием пунктов спасения на всем протяжении Севморпути, восстановлением аэродромов, прибрежного рыболовства. Идет речь и о создании в суровых краях нового военного округа. Центр этой большой работы находится в Петербурге. 

- Много говорят о программе «Умный город», но результаты не так уж заметны. Пример - широко разрекламированные табло, показывающие время прибытия общественного транспорта. Они установлены, но многие уже вышли из строя.

- Согласен, участники проекта должны действовать более четко. Но польза все равно есть. Сегодня эта информация поступает на смартфоны, и каждый пользователь может посмотреть, когда ближайший автобус. В пригородах, кварталах массовой застройки такие данные очень востребованы. Вспомните, многие ругали федеральную программу «Электронная Россия», стартовавшую 15 лет назад. Но одним из важных ее достижений стало создание многофункциональных центров. Сегодня люди избавлены от сбора десятков справок. Они уже есть в базе. Раньше надо было взять бумаги в одном месте, печать поставить в другом, подписать - в третьем. Сейчас с этим покончено. Не случайно по объему обращений на портал госуслуг и качеству работы МФЦ наш город занимает в стране первое место.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах