Можно поднять плату за разовый проезд в метро и до 50 рублей, если при этом значительно снизить цену проездного, как это сделали в Москве, - считают урбанисты из фонда «Городские проекты». Однако пока в Санкт-Петербурге один из самых невыгодных месячных билетов в Европе.
2900 за проездной
«Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, предлагая повысить цены на разовый проезд сразу на 10 рублей, озвучил разумную идею: нужно переориентировать пассажиров на длительные проездные, - говорит Ксения Чапкевич, руководитель фонда. - Только умолчал, что в последние годы город резко повышал цены именно на билеты длительного действия (см. инфографику). В итоге в Петербурге цена на месячный проездной в 2017 году дойдёт почти до 2900 рублей. Для многих горожан карточки станут просто невыгодными. Если ещё пять лет назад месячный проездной стоил как 63 разовых билета, то сегодня - почти как 80. Давно обещанные проездные на 90 минут не ввели до сих пор».
Это отталкивает пассажиров, они начинают предпочитать общественному транспорту автомобиль или маршрутку. Уменьшение числа пассажиров приводит к росту себестоимости поездки и дальнейшему ухудшению ситуации. И так по кругу.
Как посчитали эксперты, из пяти мегаполисов Восточной Европы - Петербурга, Москвы, Варшавы, Праги и Будапешта - самый невыгодный месячный билет действует именно в Северной столице (см. инфографику). Если брать за основу стоимость разового проезда, то жители Москвы платят за карточку почти в два раза меньше петербуржцев, а Праги - в три. Кроме того, у них уже давно введены такие гибкие формы проездных, как «суточный», «недельный», «билет на 90 минут». Таким образом, в течение 1,5 часа можно проехать и на метро, и сделать пересадку на наземном транспорте. Петербуржцы же платят «за каждый шаг».
Пересадки - бесплатно
В итоге урбанисты предлагают Петербургу пойти по пути Москвы, которая в 2015 году подняла плату за однократный проход в метро до 50 рублей, но при этом значительно уменьшила проезд по картам.
«Мы предлагаем снизить стоимость единого проездного до 1800 рублей (сегодня 2690. - Ред.) за счёт дорогого разового проезда - 50 рублей, - поясняет Арсений Афиногенов, транспортный аналитик фонда. - А также ввести новые типы билетов - 90 минут, на 1 или 3 дня. Стоимость проезда можно дифференцировать и по двум зонам - Петербург и пригороды, сделав проездной внутри зоны дешевле (около 1200 рублей). Тарификация в Москве привела к большей популярности общественного транспорта у горожан».
По желанию пассажир мог бы включить в проездной и пригородные электрички, как это сделано во многих странах Европы. Кроме того, пассажир всё же должен платить за путь, а не за пересадку. За рубежом поездки не делятся по принципу «метро - не метро». Организаторы перевозок исходят из того, что пассажиру нужно доехать до места назначения.
В Смольном заявку урбанистов обещали рассмотреть. А горожане готовятся выйти на митинг против повышения стоимости проезда. Акция пройдёт 19 ноября в 13.00 на Марсовом поле.
Кстати
Как рассказали в петербургском метрополитене, для большинства горожан с 1 января 2017 года стоимость проезда подорожает не на 10 рублей, а на 2 - по «Подорожнику» будут даваться бóльшие скидки от разового тарифа. Например, при использовании единого электронного билета пассажир будет платить с 1-й по 10-ю поездку не 45 руб., а 36. Сейчас - 34 руб. При оплате 41-й поездки стоимость проезда составит 32 руб. вместо сегодняшних 30. Единый проездной билет с 2690 подорожает до 2900 руб.