Примерное время чтения: 7 минут
1170

Возвращение из оффшора. В России вступил в силу закон об амнистии капиталов

Андрей Дорофеев / Коллаж АиФ

В начале июня 2015 года вступил в силу федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Капинус Николай Иванович, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, ректор АНО «Академия НОСТРОЙ». Фото: Из личного архива

Документ неофициально получил название «закон об амнистии капиталов».

Принятие данного закона является прямым следствием реализации задач, поставленных президентом в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2014 году. 

Оно закрепляет  гарантии освобождения от административной, уголовной и налоговой ответственности лиц, которые в добровольном порядке захотят легализовать свои денежные средства и имущество.

Речь идет о возвращении в Россию капиталов, прежде всего из оффшорных зон, о чем также заявил глава государства, подчеркнув, что все мы понимаем, что происхождение денег разное.

Таким образом, возможное преступное формирование капитала в случае его возврата в Россию гарантированно останется безнаказанным.

Цена безнаказанности

Опыт проведения амнистии капиталов в зарубежных странах свидетельствует о том, что данная мера направлена на получение дополнительных средств в бюджет государства посредством увеличения налоговых поступлений, поскольку средства, ранее выведенные из страны, избежали налогообложения, а также нормализации инвестиционного и делового климата в стране.

При этом эта мера чрезвычайна и своей экстраординарностью подчеркивает желание государства убедить граждан и бизнес в выгоде возможного использования амнистии капиталов посредством освобождения от ответственности.

Ранее в России уже объявлялись экономические амнистии. Например, экономическая амнистия, объявленная 2 июля 2013 года, распространялась в основном на лиц, совершивших экономические преступления, а одним из ее обязательных условий было предварительное выполнение амнистируемыми обязательств по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим.

Еще ранее, в 1993 году, экономика России получила налоговую амнистию, когда указом президента были освобождены от применения налоговых санкций физические и юридические лица, объявившие до 30 ноября 1993 года о своих неуплаченных налогах и внесшие их в полном объеме в республиканский бюджет Российской Федерации.

Татьяна Телегина, кандидат экономических наук, проректор АНО «Академия НОСТРОЙ». Фото: Из личного архива

Как отмечает в исследовании «Амнистия капиталов: мировой опыт» В.Е. Сазонов, одна из самых успешных в мировой практике экономических амнистий была проведена в Италии (2001-2002 годы), где удалось выявить и устранить причины, которые приводили к оттоку капиталов и уклонению от уплаты налогов. Согласно Декрету о легализации, заявитель обязан был заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости сокрытого имущества.

Взамен налоговые органы выдавали специальные «сертификаты конфиденциального взноса», содержащие гарантии освобождения лица от подачи декларации; уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до амнистии. Также гарантировалась полная конфиденциальность для налоговых и других государственных органов.

Одновременно с амнистией были ужесточены меры ответственности за нарушение налогового законодательства: до амнистии штраф за сокрытие капитала или имущества составлял от €250 до €2000, после – от 5% до 25% от суммы сокрытых средств плюс конфискация имущества на такую же сумму. В результате только за первые два месяца возвратился капитал в размере €61 млрд, налоговые сборы составили €24 млрд, один только единовременный налог с возращенных активов принес в бюджет €1,4 млрд.

В этой связи интересен подход отечественного законодателя к решению вопроса о привлекательности условий амнистии капиталов.

Успеть подать декларацию

Непосредственно сам закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» направлен на создание простого, понятного и необременительного механизма добровольного декларирования имущества и счетов, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации.

Предложенный механизм предполагает добровольное декларирование физическими лицами своего имущества и счетов (вкладов) в банках за пределами страны путем представления в налоговый орган декларации. Согласно статье 5 закона декларация может быть представлена в налоговый орган либо федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года.

В данном случае, особый интерес вызывают процессуальные аспекты освобождения декларантов именно от уголовной ответственности, как меры наиболее радикальной.

В соответствии со статьей 4 этого закона, участники программы «амнистии капиталов» получают целый ряд гарантий. В том числе, освобождение от уголовной ответственности за совершенные до 1 января 2015 года преступления по статьям 193, 194 (первой и второй части), 198, 199, 199.1, 199.2 статьями УК РФ, информация о которых содержится в декларации.

Однако гарантия действует, только если на момент подачи декларации на человека не было заведено уголовное дело по одной из этих статей.

В действующей редакции УПК РФ существенно конкретизирован порядок прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

Теперь, с учетом дополнений, суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа, прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198-199.2 УК РФ, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с законом «об амнистии капитала». Здесь есть один нюанс, который явно свидетельствует о наличии у государства желания расположить к себе потенциальных декларантов, поскольку в данном случае освобождение от уголовной ответственности не предусматривает обязанности возмещения ущерба и перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения и полученного дохода.

Таким образом, закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставляет декларанту гораздо более выгодные условия для прекращения уголовного преследования, нежели лицам, уголовное преследование в отношении которых подлежит прекращению в связи с тем, что до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, был возмещен ими в полном объеме.

С одной стороны, «амнистия капиталов» предусматривает определенные послабления со стороны государства, но здесь речь идет о фактической дискриминации. Получается, что тот, кто законы нарушал и подал декларацию, полностью освобождается от ответственности. Наоборот, законопослушные граждане, ничего не нарушавшие, но не декларировавшие своих активов, иммунитета от вопросов и расследований не имеют.

Таким образом, цели, условия и механизмы добровольного декларирования физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках должны быть пересмотрены с позиции уголовного права и уголовного процесса в сторону не только объективного анализа возникновения капиталов подлежащих декларированию, но и процессуальных гарантий, обеспечивающих принцип равенства всех участников уголовного процесса, независимо от степени совершенного преступления и объемов средств, подлежащих декларированию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах