В России приняли концепцию технологического развития, на очереди – соответствующий закон. Страна стремится к технологическому суверенитету, однако под этим не стоит понимать полную изоляцию. Нашей экономике и так довольно было ухода с рынка крупнейших западных инвесторов. Но готовы ли бизнес, власти и общество к рывку в будущее?
Независимость, но не изоляция
Что такое тот самый технологический суверенитет? Если судить по заявлениям и федеральных чиновников, и глав крупнейших корпораций страны, то под ним понимается локализация технологических процессов. То есть стремление организовать производство продукции на территории нашей страны, где и планируется её реализовывать. При этом сейчас нет ни одного государства мира, которое полностью бы обеспечивало себя всем необходимым, и поэтому без партнёров за рубежом всё равно не обойтись. Нужен баланс.
К революции в технологиях, беспилотных системах должно быть готово и наше законодательство. К примеру, чтобы спокойно тестировать изобретения, реализовать национальные проекты в полную силу, нужно ускорить механизм согласования этих проектов, открыть небо для полётов беспилотников. На территории Санкт-Петербурга во второй половине 2023 года планировалось установить экспериментально-правовой режим (ЭПР) сроком на три года, направленный на тестирование доставки грузов беспилотной авиацией. Однако документ до сих пор находится на стадии согласования с участниками режима и регуляторами.
И это при том, что развитие беспилотной авиации поддерживается на самом верху.
«Оказалось, что глобальный кризис, начало спецоперации сдвинули в части дронов прогнозы формирования рынка с 2035-го на 2025–2027 годы, – объясняет генеральный директор АНО «Платформа НТИ» Дмитрий Песков. – И развитие идёт активно. Так, по модели с дронами мы помогли коллегам сформировать похожее видение по ближнему космосу. Президент принял решение создать отдельный нацпроект по космосу, который методологически должен быть организован так же, как нацпроект по дронам.
Генеральный директор «Флай Дрон» Никита Данилов считает, что дальше затягивать с законодательной базой нельзя, так как актуальность документов пропадает, их и так приходится постоянно пересматривать по мере того, как меняется ситуация.
«В большинстве субъектов Российской Федерации воздушное пространство закрыто для проведения полётов, и ЭПР – одна из возможностей открыть пространство для ограниченного числа участников и отработать технологии не только по полётам беспилотников, но и по противодействию им, – сказал Никита Данилов. – Многие губернаторы обращаются к председателю правительства и просят ускорить введение режима. Национальные проекты, которые уже приняты, бесполезны без открытия неба и тестирования технологий. В Петербурге мы столкнулись с тем, что здесь большое количество населения и культурно-исторических ценностей. Выбрать зону для полётов тяжело, но мы отработали этот нюанс, поняли, какая зона менее загружена, и сейчас ждём либо «да», либо «нет» от правительства страны. Рано или поздно полёты в городе начнутся. Отрадно отметить, что город пошёл на введение требований по наличию транспондеров, что крайне важно в части наблюдения за полётами».
Механическое сердце автопрома
Петербург успешно развивает технологии в ключевых направлениях – инновационных и наукоёмких. В их числе радиоэлектроника, биотехнологии, судостроение. Однако что в Петербурге, что по стране в целом спрос на технологические разработки, на массовое производство настолько велик, что отрасли не в состоянии даже близко удовлетворить его.
«Последнее десятилетие ключевым акционером «АвтоВАЗа» был альянс «Рено-Ниссан-Мицубиси», – напомнил президент концерна. – После известных событий конвейеры в Ижевске и Тольятти были остановлены. Чтобы перезапустить процессы, наша команда приложила титанические усилия, и в кратчайшие сроки, в течение трёх месяцев, в июне прошлого года мы возобновили выпуск новых автомобилей LADA Granta, «Нива». В марте этого года стартовал уже на новой нашей платформе автомобиль LADA Vesta. В августе запустили Largus, производство которого мы сейчас переносим на конвейерную линию в Ижевск. Планируем запустить новые модели Lada Aura, «Искра» – на новой глобальной платформе, которая почти полностью отечественная. В перспективе выпуск кроссовера на базе платформы Vesta».
Китайский автопром сейчас здорово поддавливает европейский. Механическое сердце Европы стучит с перебоями не из-за цен на газ, а потому что их вышибают с основного рынка китайцы. К такому выводу пришёл Максим Соколов, рассуждая о перспективах отечественного автопрома и высокой конкуренции с китайскими производителями в мире. «АвтоВАЗ» сумел сохранить компетенции, несмотря на всяческие попытки разрушить отрасль. Они сумели сберечь стержень – передовой инженерный центр.
Суверенитет – в контроле технологических цепочек. Тот, кто контролирует производственный цикл, при этом не обязательно выполняет все операции. Он управляет рынком. Отсюда огромный запрос на инженеров, конструкторов, создание внутренних инженерных центров. Петербург в этом отношении растёт достаточно уверенно, у нас большой выпуск инженеров из вузов. Это и есть кадровый ресурс для производства.
Надежда на умы
Особую роль в достижении суверенитета должны сыграть петербургские вузы. И первые результаты уже есть. К примеру, в петербургском Политехе (СПбПУ) успешно реализуется проект «Технология получения нитевидных покрытий со специальными оптоэлектрическими свойствами». Он посвящён разработке технологий для электронных производств. Созданием компонентов для отечественных дисплеев занимаются участники проекта «Гибкие светоизлучающие диоды на основе полупроводниковых A3B5 наноструктур». В его рамках формируется технологическая платформа для развития новой оптоэлектронной компонентной базы в гибком исполнении. Учёные синтезируют массивы нитевидных нанокристаллов полупроводниковых структур, которые можно применить в экранах портативных устройств нового поколения.
Мнение власти
Генеральный директор Фонда содействия инновациям Сергей Поляков:
«Президент России поставил задачу укрепить технологический суверенитет страны, а правительство Петербурга продолжит поддерживать промышленность и науку, эффективность принятых мер будет контролировать вместе с профессиональным сообществом.
У Петербурга особая ответственность в этой сфере. Город уверенно демонстрирует успехи в ключевых направлениях – инновационных и наукоёмких. В их числе радиоэлектроника, биотехнологии, судостроение. Петербургские предприятия и институты активно работают над развитием беспилотной авиации и электрического транспорта».
Мнение эксперта
Директор по технологическому развитию госкорпорации «Росатом» Андрей Шевченко:
«Суверенитет – это не изоляция. Рынок страны большой, но не настолько, чтобы позволять делать все технологические продукты экономически выгодными. Производственникам России нужно строить новые кооперационные цепочки с теми, кто к этому готов. Вместе с тем время кризиса лучше рассматривать как время возможностей. Наша миссия – не только атомная отрасль, мы перестраиваемся внутренне, внедряем инновации, становимся гибкими в поставках и кооперациях. Понимаем главную проблему – кадровый кризис. Мы готовы делать всё, чтобы на базе наших разработок быстрее и качественнее приблизить технологический суверенитет страны».