Трамваи Петербурга имеют не столь давнюю историю, как в Москве. Их регулярное движение было открыто в Северной столице только в 1907 году. В 1980-е трамвайные линии Петербурга по своей протяженности побили все мировые рекорды и попали в Книгу Гиннесса.
Но свой главный титул петербургский трамвай завоевал совсем по другой причине и в другое время. Для жителей города это не просто привычный транспорт, но и символ блокадного Ленинграда. На протяжении всех дней осады города он оставался единственным средством передвижения и останавливался лишь однажды, в первую блокадную зиму - с 15 декабря 1941 года до 15 апреля 1942 года.
На боевом посту
Уже с сентября 1941 года, когда все грузовые и легковые автомобили были мобилизованы, для 2,5 миллионов жителей Петербурга трамваи стали единственной возможностью передвигаться по городу. Почти сразу они оказались военизированным транспортом. Трамвайные вагоны переоборудовали для перевозки раненых, установили в них носилки в три яруса, окна тщательно задрапировали плотными шторами и щитками, так, чтобы можно было оказывать первую медицинскую помощь даже ночью, не опасаясь артобстрелов. В вагонах разместили отопительные приборы, баки с кипяченой водой. Многие кондукторы прошли курсы санинструкторов.

В первые месяцы блокады линия фронта пролегала по окрестностям города и в его черте, несколько трамвайных путей оказались в зоне боевых действий. Это позволило перевозить на трамваях не только раненых к больницам, но и военнослужащих, снаряды и технику к оборонительным рубежам. К некоторым заводам спешно прокладывали дополнительные линии, в трамвайных вагонах подвозили к магазинам хлеб.
Признак жизни
Для всех блокадников звук идущего трамвая, несмотря на приближающийся фронт, символизировал надежду на жизнь, напоминал довоенный Ленинград без обстрелов и голода. В декабре 1941 ленинградские трамваи встали. К этому времени в городе оставалось уже так мало электроэнергии, что составы пришлось отключить от питания, чтобы сохранить работающими предприятия, выполнявшие военные заказы. Алесь Адамович и Даниил Гранин в своей «Блокадной книге» напишут: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов».
Отключение электричества произошло внезапно, и каждый трамвай затих прямо на линии. Все три зимних месяца вид пустых, замерзших, заваленных снегом вагонов вселял в прохожих страх и чувство обреченности. По воспоминаниям блокадника, однажды в феврале 1941 издалека в засыпанном снегом трамвайном вагоне он разглядел человеческие фигуры. Люди как будто заняли свои пассажирские места и ждали, когда трамвай тронется. Обрадованный, он подошел ближе и понял, что перед ним – замерзшие люди, забредшие в вагон в надежде отдохнуть и отогреться, и больше не нашедшие в себе сил подняться.

Ленинград пережил первую блокадную зиму и дождался весны 1942. Особый день – 15 апреля. Именно тогда возобновилось движение пассажирских трамваев, и ленинградцы вновь услышали трамвайный звонок. По пяти маршрутам отправились 320 вагонов.
В одном из военных очерков о блокадном Ленинграде писатель Николай Тихонов вспоминал, что весну 1942 года в городе «делали» не ласточки, а трамваи. Той весной многие жители Ленинграда носили на груди жетон в виде ласточки с письмом в клюве. Эти птицы, не опасаясь обстрелов, все-таки прилетели весной в осажденный город и также стали символом жизни и добрых вестей.
С приходом весны блокада не была снята и война продолжалась. Поэтому трамваи по-прежнему стояли на боевой службе. В обязанности кондукторов входило не только брать плату за проезд, но проверять документы, эвакуировать пассажиров во время начавшегося обстрела.
Памятник трамваю
В книге Михаила Сороки, занимавшего в военные годы должность руководителя трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда, есть такие данные: «В осажденном Мадриде в 1937 году трамвай действовал лишь одну неделю. Стоило советским войскам весной 1945 года окружить Берлин, и движение на городских магистралях тотчас замерло. В Ленинграде из 900 блокадных дней трамвай трудился 811».

В память о блокадном трамвае, в 2007 году к 100-летию трамвайного движения в Петербурге на проспекте Стачек был установлен памятник. Место выбрано не случайно. Всего в четырех километрах от него проходила линия фронта. Именно здесь на Петергофском шоссе ленинградцы соорудили из трамвайных вагонов, набитых камнями, противотанковые баррикады, защищавшие город от немецких танков. Ретро-вагон был восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие вагоны ходили по военному Ленинграду. Сегодня 440 километров путей позволяют Петербургу оставаться одним из самых «трамвайных» городов мира.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть